Давид Гутман
Давид Григорьевич
Гутман
(1884—1946)
Театральный режиссер, драматург
Биография

Окончил Дрезденский политехнический институт. Начал как помощник режиссера в театре Нижнего Новгорода (1903), затем режиссер. По своему характеру был постоянным «гастролером», не выносил однообразия, работал в драмтеатрах (Харьков, Смоленск, Вятка, Екатеринослав, Казань, Москва, Ленинград), театрах миниатюр, агиттеатрах, оперетте, мюзик-холлах, ставил капустники, номера на эстраде и в цирке. Маленького роста, коренастый, чуть сутулый, с большой головой — «чудесный карлик», как писал С. Городецкий в письме А. Блоку (12.09.1910), он был человеком большой европейской культуры, обладал феноменальной памятью. Жизнь воспринимал как продолжение театра, как увлекательную игру, к которой относился предельно серьезно, постоянно меняя роли и амплуа. 

Стал одним из зачинателей театров миниатюр в России. В 1909-1910 гг. руководил харьковским театром «Голубой глаз», где впервые была поставлена «Незнакомка» А. Блока (12.11.1909). В репертуаре театра К. Прутков, Саша Черный, А. Аверченко, С. Пшибышевский. В последующие годы руководил киевскими, Ростовским-на-Дону и другими театрами миниатюр. С 1915 года - в Москве в Театре миниатюр П. Струйского, в 1917 - в Петровском театре миниатюр; именно Гутман изобрел для начинающего Александра Вертинского маску Пьеро. В 1918 создал передвижной кукольный театр «Революционный Петрушка» в Туле, выступал с ним в красноармейских частях, на фронте; сам писал небольшие агитпьесы («Петруха и разруха», «Петрушкина полька», «Восемь девок, один я» и другие; публиковались в журнале «Раненый красноармеец»).


 В 1920-1922 годах - главный режиссер Московского Теревсата (Театр революционной сатиры), открывшегося в помещении бывшего Никитского театра (ныне после ряда преобразований - Театр им. Вл. Маяковского).

Среди поставленных им агитспектаклей выделяется веселое политобозрение «Путешествие Бульбуса 17-21», написанное им вместе с А. Арго и Н. Адуевым. Актеры, среди которых был Л. Утесов, меняя маски, участвовали в коротких злободневных сценках-аттракционах. В музыке использовались популярные опереточные мелодии. В 1922 Теревсат перешел к постановке драматических спектаклей, и Гутман снова в Петровском театре миниатюр, ставил старинные водевили с участием выдающегося артиста В. Давыдова (в «Волшебном вальсе» вместе с Давыдовым играли молодые М. Бабанова и А. Кторов). В 1923-1924 гг. в Баку, возглавил Свободный Сатирагит (Бакинский рабочий театр). В 1924-1926 гг. создатель (вместе с В. Типотом) и главный режиссер Московского, в 1926-1928 - Ленинградского театров сатиры. 

Поставил (он же соавтор) ряд многоактных обозрений, состоящих из коротких сценок, пародий, куплетов, песенок, танцев: «Москва с точки зрения» (1924), «Спокойно — снимаю», «Европа что надо», «Семь лет без взаимности», «Ой, не ходи, Грицю…», «Мишка, верти» (1925), «Насчет любви» (1926), «Мы пахали» (1927). Спектакли были насыщены приметами нового быта, давали мгновенный (часто в форме пародии) отклик на события дня. Авторы соревновались в острословии, каламбурах, многие остроты из спектаклей становились «ходячими». 

В 1928-1929 годах, как режиссер Московского мюзик-холла, вместе с К. Голейзовским работал в новом для себя жанре «аттракционного представления-ревю»: «Чудо XX века», «Сто минут репортера» (1928), «Туда, где льды», «Букет моей бабушки» (1929). В 1930-1937 годах в Ленинграде ставил спектакли в Ленинградском мюзик-холле («Отцы города», «Темное пятно»), в театре «Комедия» («Чужой ребенок», «Стакан воды» и другие). После закрытия мюзик-холлов вместе с Типотом осенью 1938 создал и возглавил Московский театр миниатюр, в течение первого сезона выпустил 4 программы. 

Последним театром стал «Ястребок» при клубе милиции в Москве (1941-1942), за год подготовивший 7 программ (авторы Л. Давидович, Н. Лабковский, Я. Зискинд, Л. Ленч, В. Дыховичный). 

Режиссер импульсивного склада, работал быстро, увлеченно, столь же быстро остывал. На репетициях импровизировал, требовал такой же импровизационности от актеров. Благодаря врожденной музыкальности тонко чувствовал слово, его юмористическую окраску, интонацию, умел передать это актеру. В совершенстве владел искусством подачи репризы, которая аккумулировала сатирический заряд, служила характеристике персонажа. Щедрая фантазия подсказывала ему необычные решения: так, в Театре миниатюр Ростова-на-Дону (1913) поставил «Ного-драму» в 5 картинах с прологом и эпилогом. Занавес поднимался так, что были видны только ноги: пять пар мужских и две пары женских разыгрывали трагедию человеческой жизни. Находил оригинальные решения эпизодических ролей, сценок (поиски протекции, решенные как «хоровод», коммунальная квартира в виде клеток в зоопарке).

Последние годы жизни Гутман, создавший не один театр, остался не у дел. Продолжал писать сценки, скетчи, фельетоны, конферанс, ставил эстрадные номера, программы в саду «Эрмитаж» («Весенние голоса», 1940, «Поговорим о песне», 1942, и другие), принимал участие в работе Всесоюзной студии эстрадного искусства под рук. Н. Смирнова-Сокольского. Начинавшие у него и работавшие под его руководством актеры (Б. Бабочкин, Л. Утесов, Б. Вениаминов, а также целое поколение комедийных актеров Московского театра сатиры) получили известность, звания, он же оставался «заслуженным незаслуженным весельчаком». В последней записке из больницы писал: «Врачи утверждают, что я смертельно болен. Я просто-напросто смертельно здоров».

В кино работал как актер, дебютировал в 1926 году у Абрама Роома в фильме «Предатель».

Давиду Гутману посвящён рассказ Виктора Ардова «Первый приз».

Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.