Люди в футлярах
  • «Люди в футлярах» 
    или «В человеке все должно быть прекрасно»

    Спецпроект к спектаклю «Дядя Жорж»

«человек хорош и прекрасен, пока его не разбили, не обманули, не растоптали…»

«В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — это знаменитое высказывание принадлежит доктору Михаилу Львовичу Астрову из пьесы Антон Павловича Чехова «Дядя Ваня». Но прежде её произнёс другой доктор — Михаил Львович Хрущёв в чеховской комедии «Леший». Именно эти две пьесы и легли в основу спектакля Сергея Газарова «Дядя Жорж».

А какое лицо, мысли и душа у чеховских персонажей: Астрова, Войницкого, Серебрякова, Елены Андреевны, Сони?

Какими они предстают в спектакле Театра сатиры? Чего в них больше: прекрасного или фальшивого? В чем «футлярность» их существования? Ведь «человек хорош и прекрасен, пока его не разбили, не обманули, не растоптали…», — писал Чехов в своих дневниках. Мы решили создать не только внешние, но и психологические портреты чеховских героев, которые помогут увидеть большую драму «маленьких людей». Составляя портреты, мы опирались на описание персонажей самим Чеховым, а также на дневники, записные книжки и письма Антона Павловича.

За длинным обеденным столом — все герои спектакля. Они пьют чай, они пьют много вина, «а в это время рушатся их судьбы». В этом суть противоречия человеческого бытия по Чехову. И Сергей Газаров тонко, очень лично улавливает интонации Антона Павловича: «На сцене все так же сложно и так же вместе с тем просто, как и в жизни». Опираясь на свой актерский опыт и темперамент, он досконально разбирает характер каждого персонажа и мотивацию его поступков.
Серебряков — вообще-то страшный человек. Он всех провоцирует на резкие реакции — хотя окружающие относятся к нему с большим пиететом. Он эгоцентрист. Его главная цель — продать усадьбу и купить маленькую дачу в Финляндии. Но что я вам буду рассказывать — лучше приходите на спектакль и сами все увидите.

Юрий Васильев, народный артист России
Очень многое случилось за сто с лишним лет, изменился мир вокруг, куда более быстрыми и резкими стали реакции на происходящее. Но это все внешние перемены, а по сути дела, люди ни на йоту не приблизились к пониманию главного в себе. Наоборот, еще более отдалились, блистательно научившись оправдывать любой блеф, эгоизм и сиюминутную выгоду.

Сергей Газаров, режиссер спектакля
«Дядя Жорж» Трейлер к спектаклю
Сергей Газаров о спектакле «Дядя Жорж»

Реальность и иллюзии в пьесах А. П. Чехова 
«Леший» и «Дядя Ваня»

Жизнь героев пьесы Чехова, казалось бы, по-бытовому проста и донелзя правдоподобна. Но Антон Павлович — мастер философских метаморфоз.

Каждый обитатель старинной усадьбы Серебряковых существует в иллюзиях собственного мира. Астров размышляет о судьбе лесов, Елена Андреевна мается бездельем, Соня увлекает себя работой и бытом, а сам профессор кутается в мыслях о жалости к самому себе. Никому нет дела до радостей и печалей других. Попытка Войницкого привлечь к себе внимание рушит привычный уклад семьи, оборачиваясь в конечном итоге трагедией.

Внутренние переживания персонажей противопоставлены внешней пасторальной идиллии, описанной Чеховым. Этот тонкий баланс между отчаянием и надеждой — и есть одна из отличительных особенностей драматургии Антона Павловича. Современники автора сходятся во мнении, что именно этот прием сделал пьесу «Дядя Ваня» особенным произведением, позволив совместить в одном сюжете чувственные бури, происходящие внутри героев, и ощущение покоя и вечности.

В спектакле Сергея Газарова «Дядя Жорж» контраст создается также благодаря сценографии. Вокруг массивного деревянного стола развешены легкие белые занавески, вызывающие у зрителя беспечное ощущение знойного летнего дня.

«Каждый из героев считает себя правым. Верит в свои помыслы, не прислушиваясь к другим. Они выстраивают ширмы в своей душе, отгораживаются от внешнего мира. Поэтому мы придумали замечательные сценографические приемы», — режиссер Сергей Газаров.