Преодоление временных пространств
и тайны пьесы Булгакова «Иван Васильевич»
Булгаков создал комедию положений, где герои попадают в курьезные и абсурдные ситуации. Неудивительно, что в этих героях люди узнавали себя. И в этом кроется загадка произведения: Булгаков создавал пьесу без двойного дна, без мистики и таинственного флера. Парадокс, имеющий логичное объяснение. Писатель, с присущей ему тонкой ироничностью, соединил в пьесе два, казалось бы, несовместимых мира, два времени. И не просто соединил, а переплел друг с другом.
Свободные, дерзкие, томно-нуарные 20-е и 30-е годы XX столетия и темного опричного террора Ивана Грозного. Герои, живущие в разных эпохах и путешествуя в пространстве с помощью машины времени, стали предметом коллизии. Перемещаясь по эпохам, персонажи Булгакова оказываются «не в своей тарелке», потому что приносят с собой свои привычки, свой опыт и свой язык. Такая «перемена слагаемых» создает путаницу, из которой вырастают комедийные ситуации комедии положений.
Мы создали спецпроект «Теория относительности», в котором будем рассказывать про схожесть и различия персонажей разных эпох, путешествуя вместе с ними во времени и пространстве. И поделимся, какими их представит режиссер Сергей Газаров в премьерном спектакле «Иван Васильевич».
Свободные, дерзкие, томно-нуарные 20-е и 30-е годы XX столетия и темного опричного террора Ивана Грозного. Герои, живущие в разных эпохах и путешествуя в пространстве с помощью машины времени, стали предметом коллизии. Перемещаясь по эпохам, персонажи Булгакова оказываются «не в своей тарелке», потому что приносят с собой свои привычки, свой опыт и свой язык. Такая «перемена слагаемых» создает путаницу, из которой вырастают комедийные ситуации комедии положений.
Мы создали спецпроект «Теория относительности», в котором будем рассказывать про схожесть и различия персонажей разных эпох, путешествуя вместе с ними во времени и пространстве. И поделимся, какими их представит режиссер Сергей Газаров в премьерном спектакле «Иван Васильевич».
Иоанн: Как твое имя, кудесник?
Тимофеев: Меня зовут Тимофеев.
Иоанн: Князь?
Тимофеев: Какой там князь! У нас один князь на всю Москву, и тот утверждает, что он сын кучера.
Тимофеев: Меня зовут Тимофеев.
Иоанн: Князь?
Тимофеев: Какой там князь! У нас один князь на всю Москву, и тот утверждает, что он сын кучера.
Поняли ли друг друга царь Иван Грозный и Инженер Тимофеев? Разбираемся вместе с проектом «Теория относительности» — листайте карточки ниже.
1
/
5
Во времена правления Ивана Грозного к подобным «кудесникам» относились с большим подозрением. Царь лично издавал указы, позволявшие отслеживать любую около-магическую, необъяснимую деятельность. Из знаменитой переписки Курбского с Грозным известно, что государь опасался влияния чародеев на своих приближенных и самого себя.
2
/
5
Некоторые историки полагают, что подобная мнительность повлияла на нрав Грозного.
Спасение Иоанн Васильевич искал в религии и аскетизме. В тревожный период опричнины царь даже стал носить черную монашескую одежду, под которой был спрятан кинжал.
Спасение Иоанн Васильевич искал в религии и аскетизме. В тревожный период опричнины царь даже стал носить черную монашескую одежду, под которой был спрятан кинжал.
3
/
5
В экспериментах Тимофеева как раз ничего удивительного не было. В конце 20-х годов в СССР активно начали создаваться научные сообщества, исследовательские институты, в том числе и добровольные. Тяга к знаниям поощрялась.
4
/
5
Именно в этот период происходили важнейшие открытия в технике и медицине, осваивались новые территории.
Это время можно охарактеризовать как период футуризма. Ученые буквально устраивали гонку технического прогресса.
Это время можно охарактеризовать как период футуризма. Ученые буквально устраивали гонку технического прогресса.
5
/
5
Создание настоящей машины времени было мечтой каждого серьезного исследователя, жаждущего произвести революционное открытие. А вот происхождения того или иного деятеля науки значения не имело. Более того, о «голубых кровях» тогда говорить было не принято. Поэтому инженер Тимофеев искренне смеялся над княжеским происхождением Бунши.
Полеты во сне и наяву:
метаморфозы героев пьесы «Иван Васильевич»
Космические корабли и всевозможные опыты, межгалактические путешествия и диковинные аппараты. Тема научной фантастики всецело захватила воображение писателей СССР 20-30х годов. В этот период были опубликованы известнейшие произведения Алексея Толстого, Евгения Замятина, Александра Беляева, Владимира Обручева.
Так и первые редакции пьесы Булгакова «Блаженство» носили футуристический характер. Стремление заглянуть в будущее, соотнести его с настоящим, преодолеть пространство, — именно эти идеи пронизывали произведение.
Главными героями «Блаженства» выступили ученый Рейн и его возлюбленная Аврора, оказавшиеся в далеком 2222 году. Фигуре царя Иоанна изначально предполагалась лишь эпизодическая роль, а вместо него путешественники во времени должны были встретить… Николая I.
Но самые значительные изменения претерпел образ Жоржа Милославского. Изначально щеголь и франт, в последующих редакциях произведения обаятельный плут стал куда более интересным героем. Булгаков приписывал персонажу даже серьезное криминальное прошлое: тот вскользь то упоминает о каких-то каналах (предположительно, о печально известных Беломоро-Балтийском и Московском), то отчаянно пытается отдать шведским послам Кемскую волость (которая являлась пересыльным пунктом Соловецких лагерей). Кстати, некоторые искусствоведы полагают, что Жорж — литературный собрат великого комбинатора Остапа Бендера, героя романа Ильфа и Петрова, с которыми Булгаков был очень дружен.
В последствие, перерабатывая пьесу, автор, прежде всего, задумывался о ее воплощении на сцене Театра сатиры, где режиссерским запросом была именно комедия. Персонажи стали легче, ироничнее, а сюжет обрел метафоричность. На первый план выходит игра времен и попавшие в смешную передрягу нетипичные герои: удивительно похожий на царя управдом Бунша и авантюрист Милославский.
Так и первые редакции пьесы Булгакова «Блаженство» носили футуристический характер. Стремление заглянуть в будущее, соотнести его с настоящим, преодолеть пространство, — именно эти идеи пронизывали произведение.
Главными героями «Блаженства» выступили ученый Рейн и его возлюбленная Аврора, оказавшиеся в далеком 2222 году. Фигуре царя Иоанна изначально предполагалась лишь эпизодическая роль, а вместо него путешественники во времени должны были встретить… Николая I.
Но самые значительные изменения претерпел образ Жоржа Милославского. Изначально щеголь и франт, в последующих редакциях произведения обаятельный плут стал куда более интересным героем. Булгаков приписывал персонажу даже серьезное криминальное прошлое: тот вскользь то упоминает о каких-то каналах (предположительно, о печально известных Беломоро-Балтийском и Московском), то отчаянно пытается отдать шведским послам Кемскую волость (которая являлась пересыльным пунктом Соловецких лагерей). Кстати, некоторые искусствоведы полагают, что Жорж — литературный собрат великого комбинатора Остапа Бендера, героя романа Ильфа и Петрова, с которыми Булгаков был очень дружен.
В последствие, перерабатывая пьесу, автор, прежде всего, задумывался о ее воплощении на сцене Театра сатиры, где режиссерским запросом была именно комедия. Персонажи стали легче, ироничнее, а сюжет обрел метафоричность. На первый план выходит игра времен и попавшие в смешную передрягу нетипичные герои: удивительно похожий на царя управдом Бунша и авантюрист Милославский.