#ТеорияОтносительности — спецпроект к спектаклю «Иван Васильевич»

Теория относительности

Cпецпроект к спектаклю «Иван Васильевич»

Билеты

Преодоление временных пространств 
и тайны пьесы Булгакова «Иван Васильевич»

Булгаков создал комедию положений, где герои попадают в курьезные и абсурдные ситуации. Неудивительно, что в этих героях люди узнавали себя. И в этом кроется загадка произведения: Булгаков создавал пьесу без двойного дна, без мистики и таинственного флера. Парадокс, имеющий логичное объяснение. Писатель, с присущей ему тонкой ироничностью, соединил в пьесе два, казалось бы, несовместимых мира, два времени. И не просто соединил, а переплел друг с другом.

Свободные, дерзкие, томно-нуарные 20-е и 30-е годы XX столетия и темного опричного террора Ивана Грозного. Герои, живущие в разных эпохах и путешествуя в пространстве с помощью машины времени, стали предметом коллизии. Перемещаясь по эпохам, персонажи Булгакова оказываются «не в своей тарелке», потому что приносят с собой свои привычки, свой опыт и свой язык. Такая «перемена слагаемых» создает путаницу, из которой вырастают комедийные ситуации комедии положений.

Мы создали спецпроект «Теория относительности», в котором будем рассказывать про схожесть и различия персонажей разных эпох, путешествуя вместе с ними во времени и пространстве. И поделимся, какими их представит режиссер Сергей Газаров в премьерном спектакле «Иван Васильевич».
Иоанн: Как твое имя, кудесник?
Тимофеев: Меня зовут Тимофеев.
Иоанн: Князь?
Тимофеев: Какой там князь! У нас один князь на всю Москву, и тот утверждает, что он сын кучера.
Поняли ли друг друга царь Иван Грозный и Инженер Тимофеев? Разбираемся вместе с проектом «Теория относительности» — листайте карточки ниже.

Полеты во сне и наяву: 
метаморфозы героев пьесы «Иван Васильевич»

Космические корабли и всевозможные опыты, межгалактические путешествия и диковинные аппараты. Тема научной фантастики всецело захватила воображение писателей СССР 20-30х годов. В этот период были опубликованы известнейшие произведения Алексея Толстого, Евгения Замятина, Александра Беляева, Владимира Обручева.

Так и первые редакции пьесы Булгакова «Блаженство» носили футуристический характер. Стремление заглянуть в будущее, соотнести его с настоящим, преодолеть пространство, — именно эти идеи пронизывали произведение.

Главными героями «Блаженства» выступили ученый Рейн и его возлюбленная Аврора, оказавшиеся в далеком 2222 году. Фигуре царя Иоанна изначально предполагалась лишь эпизодическая роль, а вместо него путешественники во времени должны были встретить… Николая I.

Но самые значительные изменения претерпел образ Жоржа Милославского. Изначально щеголь и франт, в последующих редакциях произведения обаятельный плут стал куда более интересным героем. Булгаков приписывал персонажу даже серьезное криминальное прошлое: тот вскользь то упоминает о каких-то каналах (предположительно, о печально известных Беломоро-Балтийском и Московском), то отчаянно пытается отдать шведским послам Кемскую волость (которая являлась пересыльным пунктом Соловецких лагерей). Кстати, некоторые искусствоведы полагают, что Жорж — литературный собрат великого комбинатора Остапа Бендера, героя романа Ильфа и Петрова, с которыми Булгаков был очень дружен.

В последствие, перерабатывая пьесу, автор, прежде всего, задумывался о ее воплощении на сцене Театра сатиры, где режиссерским запросом была именно комедия. Персонажи стали легче, ироничнее, а сюжет обрел метафоричность. На первый план выходит игра времен и попавшие в смешную передрягу нетипичные герои: удивительно похожий на царя управдом Бунша и авантюрист Милославский.