«НЕВОЛЬНИЦЫ»
«Невольницы» не часто ставились на столичной сцене. Критика современников Островского была противоречива. Некоторые называли пьесу недосказанной, другие считали шедевром, а «недосказанность» относили к невнимательному прочтению произведения. В этом ключе нам особенно интересно разобраться вместе с вами — в чем же уникальность «Невольниц»?
История, на первый взгляд, кажется простой и даже односложной. Евлалия, девушка 25-ти лет, выходит замуж по принуждению матери за состоятельного мужчину Стырова, гораздо старше ее. Пойдя под венец, Евлалия обретает статус невольницы, которой с первых страниц мы начинаем искренне сочувствовать. Мы жаждем ее воссоединения с молодым возлюбленным Мулиным, а Стырова корим за мужланские замашки. Но с ходом развития сюжета, полного неожиданностей и интриг, открывается совсем другая грань характеров героев. Персонажи переворачиваются с ног на голову, словно игральные карты, демонстрируют свою истинную масть: who is who?
История, на первый взгляд, кажется простой и даже односложной. Евлалия, девушка 25-ти лет, выходит замуж по принуждению матери за состоятельного мужчину Стырова, гораздо старше ее. Пойдя под венец, Евлалия обретает статус невольницы, которой с первых страниц мы начинаем искренне сочувствовать. Мы жаждем ее воссоединения с молодым возлюбленным Мулиным, а Стырова корим за мужланские замашки. Но с ходом развития сюжета, полного неожиданностей и интриг, открывается совсем другая грань характеров героев. Персонажи переворачиваются с ног на голову, словно игральные карты, демонстрируют свою истинную масть: who is who?
Больше всего удивляют декорации: обилие золотой и серебряной фольги на сцене, напоминающей реку (видимо, ту, по которой проносится жизнь героев), деревянный помост, лодка и стулья.
Газета Metro
Газета Metro
1
/
5
Софья Сергевна — Александра Мареева и Коблов — Игорь Лагутин
Два противоречивых мира: «мир мужчин» и «мир женщин» переплетены Островским в захватывающий сюжет, блистательно разыгранный автором, как интересная шахматная партия, за которой хочется следить не отрываясь.
Два противоречивых мира: «мир мужчин» и «мир женщин» переплетены Островским в захватывающий сюжет, блистательно разыгранный автором, как интересная шахматная партия, за которой хочется следить не отрываясь.
2
/
5
Мужчина на выданье
Герой пьесы «Невольницы» Артемий Мулин — мужчина на выданье. Галантный и обольстительный, готовый со всей искренностью говорить то, что от него хотят услышать, но только если ему это на руку. Мулин отчаянно стремится к красивой жизни. Он хорош, галантен и прекрасно воспитан. Он с легкостью бросает все свои силы на достижение желаемого — стать богатым. Быть обаятельным и терпеливым, не чураясь лжи и двуличия, — это его кредо.
В роли Мулина — Артём Минин
Герой пьесы «Невольницы» Артемий Мулин — мужчина на выданье. Галантный и обольстительный, готовый со всей искренностью говорить то, что от него хотят услышать, но только если ему это на руку. Мулин отчаянно стремится к красивой жизни. Он хорош, галантен и прекрасно воспитан. Он с легкостью бросает все свои силы на достижение желаемого — стать богатым. Быть обаятельным и терпеливым, не чураясь лжи и двуличия, — это его кредо.
В роли Мулина — Артём Минин
3
/
5
Ранимая эмансипе
Замужняя, но одинокая, более не питающая иллюзий обрести свое счастье… Софья Сергевна Коблова. Производит впечатление эмансипе, но ранима по своей натуре.
Софья окружает себя красотой и эстетикой: элегантный образ, яркая помада, хрустальные фужеры, красивые мужчины — антураж, который заполняет душевную пустоту и заменяет способность чувствовать. Строгость и недоверие супруга изменили ее, породив расчетливость и цинизм.
В роли Софьи Сергевны — Инна Лясковец / Александра Мареева / Лиана Ермакова
Замужняя, но одинокая, более не питающая иллюзий обрести свое счастье… Софья Сергевна Коблова. Производит впечатление эмансипе, но ранима по своей натуре.
Софья окружает себя красотой и эстетикой: элегантный образ, яркая помада, хрустальные фужеры, красивые мужчины — антураж, который заполняет душевную пустоту и заменяет способность чувствовать. Строгость и недоверие супруга изменили ее, породив расчетливость и цинизм.
В роли Софьи Сергевны — Инна Лясковец / Александра Мареева / Лиана Ермакова
4
/
5
Разгильдяй с добрым сердцем
«Мне очень нравится его максимализм. Он пропускает все через сердце» — Александр Мохов о своем персонаже Мироне Ипатыче.
Мирон Ипатыч, лакей Стырова — кутежник и разгильдяй с добрым сердцем. Каждая его фраза — цитата, мудрая и уморительно-смешная. А каждое появление на сцене — настоящий праздник. В пьесе Островского Мирону Ипатычу отведено важное место. Этот персонаж стремительно развивает основную интригу сюжета.
«Мне очень нравится его максимализм. Он пропускает все через сердце» — Александр Мохов о своем персонаже Мироне Ипатыче.
Мирон Ипатыч, лакей Стырова — кутежник и разгильдяй с добрым сердцем. Каждая его фраза — цитата, мудрая и уморительно-смешная. А каждое появление на сцене — настоящий праздник. В пьесе Островского Мирону Ипатычу отведено важное место. Этот персонаж стремительно развивает основную интригу сюжета.
5
/
5
Правила «мужского мира»
Герой пьесы Островского «Невольницы» Никита Арбамыч Коблов — оплот классической идеологии «мужского мира».
Состоятелен и уверен в себе, держит молодую красавицу жену в узде, настаивая на неприкосновенности патриархальных истин. И только несравненная ирония А. Н. Островского делает его персонаж анекдотично-парадоксальным.
В роли Коблова — Игорь Лагутин / Валерий Гурьев / Александр Багрянцев
Герой пьесы Островского «Невольницы» Никита Арбамыч Коблов — оплот классической идеологии «мужского мира».
Состоятелен и уверен в себе, держит молодую красавицу жену в узде, настаивая на неприкосновенности патриархальных истин. И только несравненная ирония А. Н. Островского делает его персонаж анекдотично-парадоксальным.
В роли Коблова — Игорь Лагутин / Валерий Гурьев / Александр Багрянцев
Хочу отметить особо интересное оформление сцены. Она выглядела как большой праздник, весь в серебристой фольге, с яркими подарочными упаковками, которые меняли цвет, в зависимости от освещения. Возможно этим, режиссер хотел подчеркнуть контраст, внешней красивой оболочки и порочных внутренних качеств наших персонажей.
«Афиша»
«Афиша»
Идею Островский вынашивал почти год
Идею Островский вынашивал почти целый год. 14 ноября 1880 года на сцене Малого театра состоялась премьера спектакля по пьесе «Невольницы». Однако в печатном виде произведение вышло гораздо позднее. Читатели смогли увидеть комедию лишь в 1881 году в номере журнала «Отечественные записки».
Литературоведы сходятся во мнении, что количество действующих лиц в пьесе «рекордно» мало. Этот прием автор использовал неслучайно, акцентируя внимание на деталях и «психологической» составляющей истории. Основные конфликты здесь кроются в противопоставлении драматургом мужчин и женщин. Каждый диалог и каждая сцена с нарочитым гротеском подчеркивают различия персонажей, как в бытовом, так и в духовном плане.
Главные герои произведения изначально были названы другими именами. Так Евлалия должна была стать Еротидой. Авторский замысел предполагал страстную и темпераментную натуру девушки. Но по мере развития сюжета, трансформации подвергались и сами персонажи. Еротида, проявлявшая больше наивной восторженности, нежели пылкости, была переименована в Евлалию. Тогда Островский решил подарить чувственное имя жене Коблова. Но, видя ее расчетливость и коварство, оставил черновой вариант имени Софья.
Сегодняшняя постановка «Невольницы» в Театре сатиры — это современная и динамичная интерпретация пьесы великого русского классика.
На протяжении всего спектакля каждый его герой с неброским изяществом демонстрируют зрителю то одну, то другую грань своего характера, раскрываясь и обнажая самые потаенные уголки души персонажа.
Литературоведы сходятся во мнении, что количество действующих лиц в пьесе «рекордно» мало. Этот прием автор использовал неслучайно, акцентируя внимание на деталях и «психологической» составляющей истории. Основные конфликты здесь кроются в противопоставлении драматургом мужчин и женщин. Каждый диалог и каждая сцена с нарочитым гротеском подчеркивают различия персонажей, как в бытовом, так и в духовном плане.
Главные герои произведения изначально были названы другими именами. Так Евлалия должна была стать Еротидой. Авторский замысел предполагал страстную и темпераментную натуру девушки. Но по мере развития сюжета, трансформации подвергались и сами персонажи. Еротида, проявлявшая больше наивной восторженности, нежели пылкости, была переименована в Евлалию. Тогда Островский решил подарить чувственное имя жене Коблова. Но, видя ее расчетливость и коварство, оставил черновой вариант имени Софья.
Сегодняшняя постановка «Невольницы» в Театре сатиры — это современная и динамичная интерпретация пьесы великого русского классика.
На протяжении всего спектакля каждый его герой с неброским изяществом демонстрируют зрителю то одну, то другую грань своего характера, раскрываясь и обнажая самые потаенные уголки души персонажа.
Большое достоинство спектакля в том, что сочные, очень репризные диалоги персонажей режиссер сумел подать со всей яркостью замечательного островского текста. Зачастую эти репризы сделаны почти как эстрадные миниатюры, и каждый такой номер смотришь с неослабевающим интересом.
«Российская газета»
«Российская газета»
«Иосиф прекрасный» вместо «Невольниц»?
Изначально комедия Александра Островского «Невольницы» задумывалась как совершенно иное произведение. Оно должно было называться «Иосиф прекрасный», что являлось своеобразной отсылкой к библейским мотивам. В центре повествования юноша, ставший жертвой роковой страсти супруги своего воспитателя Еротиды. Еротида — пылкая, манкая, соблазнительная, совершенно точно уверенная в своих желаниях и действиях.
Произведение эволюционировало, превратившись в пьесу «Невольницы». Еротида преобразовалась в Евлалию. Образованную, но чересчур мечтательную и поверхностную. В собственном доме она не хозяйка, а лишь экзотическое украшение, которое муж «приобрел как редкость». Сам же «прекрасный Иосиф» теперь именуется Артемием Мулиным и верно служит мужу Евлалии. Островский наделил этого персонажа эгоизмом и небывалой расчётливостью.
Чувства к герою для Евлалии не то отдушина, не то игра, затеянная от скуки… Как будут развиваться отношения между молодой женой и подчиненным ее супруга?
Произведение эволюционировало, превратившись в пьесу «Невольницы». Еротида преобразовалась в Евлалию. Образованную, но чересчур мечтательную и поверхностную. В собственном доме она не хозяйка, а лишь экзотическое украшение, которое муж «приобрел как редкость». Сам же «прекрасный Иосиф» теперь именуется Артемием Мулиным и верно служит мужу Евлалии. Островский наделил этого персонажа эгоизмом и небывалой расчётливостью.
Чувства к герою для Евлалии не то отдушина, не то игра, затеянная от скуки… Как будут развиваться отношения между молодой женой и подчиненным ее супруга?
Визуальные эффекты спектакля «НЕВОЛЬНИЦЫ»
Сценографию и костюмы для постановки создавала художник Евгения Шутина. На сцене перед зрителем — настоящее море, с переливающимися в свете софитов волнами и пристанью, ведущей в самую его глубину.
Тема воды прослеживается во многих произведениях Островского. Великая русская река Волга как символ манящей, бескрайней свободы. В противопоставление ей — земная поверхность, где главенствует насущное.
Так и в спектакле Театра сатиры есть дом, где обитают герои, решают ежедневные вопросы, рассуждают о деньгах и делах. А за его пределами расстилается водная гладь с мифической лодкой, которая уже ждет мечтательницу — Евлалию, чтобы увезти подальше от забот…
Декорации-символы зритель сможет разгадать ближе к финалу, когда герои раскроют свое истинное «Я». А невероятные костюмы и их детали помогут подобрать ключ к разгадке каждого персонажа.
Тема воды прослеживается во многих произведениях Островского. Великая русская река Волга как символ манящей, бескрайней свободы. В противопоставление ей — земная поверхность, где главенствует насущное.
Так и в спектакле Театра сатиры есть дом, где обитают герои, решают ежедневные вопросы, рассуждают о деньгах и делах. А за его пределами расстилается водная гладь с мифической лодкой, которая уже ждет мечтательницу — Евлалию, чтобы увезти подальше от забот…
Декорации-символы зритель сможет разгадать ближе к финалу, когда герои раскроют свое истинное «Я». А невероятные костюмы и их детали помогут подобрать ключ к разгадке каждого персонажа.