ОПЕРАНИЩИХ​​​​
Андрей Прикотенко​
ОПЕРАНИЩИХ​​​​
По мотивам пьесы Джона Гея «Опера нищего»​
О спектакле
«Опера нищего», написанная в 1727 году, — очень резкая для своего времени сатира. Драматург Джон Гей пригвоздил к позорному столбу политическую систему Англии, да и всей Европы. Современники увидели в пьесе не только обвинение, брошенное обществу, но карикатуру и пародию на политическую и бытовую действительность, законодательную систему.
  • Постановочная труппа
    • Постановка — Андрей Прикотенко
    • Сценография и костюмы — Ольга Шаишмелашвили
    • Композитор — Иван Кушнир
    • Дирижер — Андрей Рубцов
    • Художник по свету — Игорь Фомин
    • Видеохудожники — Олег Михайлов, Константин Щепановский
    • Концертмейстер — Инна Москвина
    • Помощник режиссера — Наталья Александрова
  • Действующие лица и исполнители
    • Максим Михайлович Корнеев по кличке Макс — Максим Аверин
    • Виктор Ильич по кличке Топор — Юрий Воробьев
    • Поля, дочь Топора — Светлана Малюкова
    • Гриша, водитель Топора — Евгений Хазов
    • Маша — Светлана Рябова
    • Сережа, программист — Сергей Колповский
    • Боря, начальник 52 отделения полиции — Александр Чевычелов
    • Люся, его дочь — Любовь Козий
    • Валера по кличке Бойлер — Валерий Гурьев
    • Паша по кличке Паштет — Родион Вьюшкин / Андрей Зенин
  • Андрей Прикотенко, режиссер спектакля: «Я ставлю вариацию на сюжет известной пьесы Джона Гея, его действие перенесено в современность. Мне хочется, чтобы постановка говорила о наших днях: тяжелых, суровых, а порой — страшных. Это достаточно жесткий спектакль, в котором звучит сильное трагическое высказывание на тему одиночества человека в современном мире. Я полностью переписал пьесу. Иван Кушнир написал музыку. Зрители должны понимать, что „Опера нищих“ — не развлекательный спектакль. Он заставит сопереживать героям, возможно, будет чем-то возмущать, будоражить. Для Театра сатиры, на мой взгляд, это необычная постановка. Я, может быть, рискну сказать, что в этом театре еще не было такого звучания, такой остроты, современности и трагизма».
  • Иван Кушнир, композитор спектакля: «В музыке мы хотели добиться чистоты, отстранения от мира персонажей, их речи и стиля поведения. В данном случае музыкальная партитура представляется собой отдельную линию по отношению к тому, что происходит на сцене, и противопоставлена ощущению кучинской грязи, бандитской реальности, из которой, кстати, хочет вырваться главный герой Макс.

    Зная профессиональные возможности исполнителя этой роли Максима Аверина, мы создали серию музыкальных монологов, своего рода зонгов главного героя, в которых он выражает философский посыл пьесы. Поэтому музыка является ментальным выходом в иное пространство, прежде всего, для него, но и не только.

    Чисто технологически я с оркестром театра старались добиться отсутствия иллюстративности и точного, строгого академического звучания. Хотелось оторваться от электроники, с которой много работал в последнее время в разных театральных проектах, и вернуться к истокам, уйти от внешней экспрессивности к более глубокому погружению в материал».
  • Олег Михайлов, видеохудожник спектакля: «Для нас видеопроекция в этом спектакле — некое всевидящее око, которое следит за всем, как в научной лаборатории. Мы воссоздаем взгляд бездушного существа, который символизирует систему в целом и делает нас сокамерниками той реальности, в которую нас погружает текст и постановка. Мне кажется, нам удалость найти баланс между спонтанно возникающей кинофактурой и реальным существованием актеров на сцене, а зритель может выбирать среди параллельных действий свой угол зрения.

    Мультимедийными решениями никого казалось бы не удивишь в наше время, но в данном случае весь проект предполагает работу без оператора. Все камеры снимают общий план, а специальная программа, созданная видеохудожником Константином Щепановским, осуществляет возможность выбора фокуса видения персонажей в крупных планах, их соотношения друг с другом в неожиданных ракурсах. Это по новому открывает для зрителя героев спектакля — в неуловимых обычным зрением оценках и подтекстах».
  • Ольга Шаишмелашвили, художник-постановщик спектакля: «„Место идеального ада“, — говорит про свой мир один из героев спектакля „ОПЕРАНИЩИХ“. Голый, заплёванный, фрагмент одновременно интерьера и экстерьера. Нет привычной театральной среды. Нет никакой обстановки. Я сознательно старалась обойтись минимальной палитрой визуальных средств. Несмотря на это, пространство и персонажи существуют в разной степени приближения, что, надеюсь, работает на общую художественную задачу».
СМИ о спектакле 

Фотогалерея

Видеогалерея

Фрагмент спектакля «ОПЕРАНИЩИХ»
ОПЕРАНИЩИХ, Поклоны
Отзывы о спектакле ОПЕРАНИЩИХ