Братья Тур
Неравный брак
Комедия в 3-х действиях 8 картинах
О спектакле
Сегодня, 7 апреля, в Театре сатиры начались репетиции новой пьесы Братьев Тур «Неравный брак». Эта пьеса написана о росте сознания советских людей. Действие ее происходит в колхозе, родившемся в бедном еврейском местечке в Белоруссии.
Вечерняя Москва, 7 апреля 1940 г.
Первой новой постановкой сезона Московский театр сатиры покажет комедию братьев Тур «Неравный брак». Сюжет комедии таков: в Америке умирает миллионер Шпигельглез, выходец из российской черты оседлости. Все свое состояние он завещает единственному сыну Майклу, однако с тем условием, что Майкл должен жениться на девушке из местечка Куриловцы, откуда происходит весь род Шпигельглезов.
Молодой американец едет в Советский Союз, в Куриловцы, с намерением вступить в «нервный брак» и осчастливить какую-нибудь местечковую девушку. Но в Куриловцах, ныне переименованных в Котовск, американский жених сталкивается с неожиданными затруднениями. В Котовске не так легко найти девушку, которая бы рассталась со своей родиной. Этот брак оказывается неравным и с точки зрения советских людей.
Вечерняя Москва, 5 сентября 1939 г.
26 сентября открывает зимний сезон Московский театр сатиры. В октябре театр покажет комедию бр. Тур «Неравный брак», которую ставит Б. Норд в оформлении художника Л. Зусмана. Затем будет поставлена комедия К. Крапивы «Кто смеется последним». Эта комедия имела большой успех во время декады белорусского искусства в Москве. Постановку предполагается поручить режиссеру МХАТа И.Раевскому.
В дальнейшем в репертуаре театра — большое сатирическое обозрение, сюжет которого предложен И. Траубергом. Отдельные сцены этого обозрения будут написаны крупными московскими фельетонистами. Постановку обозрения осуществит Н. Горчаков. Оформление будет выполнено художником Я. Штоффером.
Театром получены новые пьесы К. Симонова и А. Успенского, а также новая редакция комедии А. Толстого «Любовь — книга золотая».
Театральная неделя, 23 сентября 1940 г.
Еврейские девушки колхоза имени Шолом-Алейхема в Котовске (бывших Куриловцах) мечтают о летчиках и лауреатах, а какой-то там заокеанский лоботряс, не имеющий за душой ничего, кроме четырех домов в Чикаго, виллы в Калифоннии и миллиона долларов в банке, — для них незавидная партия. Эта, казалось бы, внешне неправдоподобная сюжетная ситуация, внутренне правдива. Дело не в том, мог или не мог какой-нибудь чикагский сумасброд оставить такое завещание — суть в другом: идеалы еврейской молодежи советского поколения таковы, что богатый американский жених никого не привлекает. Наоборот, брак дочери колхозного кузнеца с заезжим буржуем кажется просто мезальянсом.
Приключения незадачливого жениха и его свата Эфраима Зайчика, описанные братьями Тур в «Неравном браке», занятны, остроумны, изобилуют веселыми ситуациями и забавными комедийными положениями.
Евг. Бермонт «Неравный брак», Советское искусство, 11 ноября 1940 г.
Почему же братья Тур не смогли убедительно показать нашу советскую молодежь? Очевидно, потому что это не было их задачей, и даже тема бессилия денег в нашей стране, бесспорно интересная и значительная, не очень привлекала авторов. Главной их целью было, видимо, любым способом рассмешить публику. И в зале действительно смеются. Театр сатиры (постановщик Б. Норд) потратил много труда и таланта, чтобы обеспечить пьесе бр. Тур успех у зрителя. Увлеченно и выразительно играет Зайчика Хенкин. Как тонко передает он переходы от торжественной важности к трусливой растерянности в сцене смотрин, какой профессиональной гордостью исполнено каждое его движение, когда неожиданно приходится ему приняться за старое ремесло свата, как верно он почувствовал своеобразный комический пафос Зайчика.
Ирина Сегеди «Неравный брак», Московский большевик, 11 декабря 1940 г.
Как и все постановки Московского театра сатиры, «Неравный брак» радует слаженностью актерского ансамбля. Здесь трудно сказать, кто играет лучше, кто хуже: все актеры прекрасно темпераментно исполняют свои роли, и прежде всего уже знакомая Киеву по предыдущим гастролям театра артистка К. Пугачева — в роли Сони Подсолнух, безобидной сплетницы, шустрой, жизнерадостной и милой девчонки. В ее Соне много задора, ловкости и обаяния.
Пьесой «Неравный брак» театр открыл свои гастроли в Киеве. Спектакль порадовал зрителя ярким мастерством коллектива исполнителей
Г. Давыдов. Неравный брак, Гастроли Московского театра сатиры в Киеве, 1940 г.
Вечерняя Москва, 7 апреля 1940 г.
Первой новой постановкой сезона Московский театр сатиры покажет комедию братьев Тур «Неравный брак». Сюжет комедии таков: в Америке умирает миллионер Шпигельглез, выходец из российской черты оседлости. Все свое состояние он завещает единственному сыну Майклу, однако с тем условием, что Майкл должен жениться на девушке из местечка Куриловцы, откуда происходит весь род Шпигельглезов.
Молодой американец едет в Советский Союз, в Куриловцы, с намерением вступить в «нервный брак» и осчастливить какую-нибудь местечковую девушку. Но в Куриловцах, ныне переименованных в Котовск, американский жених сталкивается с неожиданными затруднениями. В Котовске не так легко найти девушку, которая бы рассталась со своей родиной. Этот брак оказывается неравным и с точки зрения советских людей.
Вечерняя Москва, 5 сентября 1939 г.
26 сентября открывает зимний сезон Московский театр сатиры. В октябре театр покажет комедию бр. Тур «Неравный брак», которую ставит Б. Норд в оформлении художника Л. Зусмана. Затем будет поставлена комедия К. Крапивы «Кто смеется последним». Эта комедия имела большой успех во время декады белорусского искусства в Москве. Постановку предполагается поручить режиссеру МХАТа И.Раевскому.
В дальнейшем в репертуаре театра — большое сатирическое обозрение, сюжет которого предложен И. Траубергом. Отдельные сцены этого обозрения будут написаны крупными московскими фельетонистами. Постановку обозрения осуществит Н. Горчаков. Оформление будет выполнено художником Я. Штоффером.
Театром получены новые пьесы К. Симонова и А. Успенского, а также новая редакция комедии А. Толстого «Любовь — книга золотая».
Театральная неделя, 23 сентября 1940 г.
Еврейские девушки колхоза имени Шолом-Алейхема в Котовске (бывших Куриловцах) мечтают о летчиках и лауреатах, а какой-то там заокеанский лоботряс, не имеющий за душой ничего, кроме четырех домов в Чикаго, виллы в Калифоннии и миллиона долларов в банке, — для них незавидная партия. Эта, казалось бы, внешне неправдоподобная сюжетная ситуация, внутренне правдива. Дело не в том, мог или не мог какой-нибудь чикагский сумасброд оставить такое завещание — суть в другом: идеалы еврейской молодежи советского поколения таковы, что богатый американский жених никого не привлекает. Наоборот, брак дочери колхозного кузнеца с заезжим буржуем кажется просто мезальянсом.
Приключения незадачливого жениха и его свата Эфраима Зайчика, описанные братьями Тур в «Неравном браке», занятны, остроумны, изобилуют веселыми ситуациями и забавными комедийными положениями.
Евг. Бермонт «Неравный брак», Советское искусство, 11 ноября 1940 г.
Почему же братья Тур не смогли убедительно показать нашу советскую молодежь? Очевидно, потому что это не было их задачей, и даже тема бессилия денег в нашей стране, бесспорно интересная и значительная, не очень привлекала авторов. Главной их целью было, видимо, любым способом рассмешить публику. И в зале действительно смеются. Театр сатиры (постановщик Б. Норд) потратил много труда и таланта, чтобы обеспечить пьесе бр. Тур успех у зрителя. Увлеченно и выразительно играет Зайчика Хенкин. Как тонко передает он переходы от торжественной важности к трусливой растерянности в сцене смотрин, какой профессиональной гордостью исполнено каждое его движение, когда неожиданно приходится ему приняться за старое ремесло свата, как верно он почувствовал своеобразный комический пафос Зайчика.
Ирина Сегеди «Неравный брак», Московский большевик, 11 декабря 1940 г.
Как и все постановки Московского театра сатиры, «Неравный брак» радует слаженностью актерского ансамбля. Здесь трудно сказать, кто играет лучше, кто хуже: все актеры прекрасно темпераментно исполняют свои роли, и прежде всего уже знакомая Киеву по предыдущим гастролям театра артистка К. Пугачева — в роли Сони Подсолнух, безобидной сплетницы, шустрой, жизнерадостной и милой девчонки. В ее Соне много задора, ловкости и обаяния.
Пьесой «Неравный брак» театр открыл свои гастроли в Киеве. Спектакль порадовал зрителя ярким мастерством коллектива исполнителей
Г. Давыдов. Неравный брак, Гастроли Московского театра сатиры в Киеве, 1940 г.
-
Постановочная труппа
- Постановка — Бенедикт Норд
- Режиссер-ассистент — Федор Димант
- Художник — Леонид Зусман
- Музыка — Василий Ширинский
-
Действующие лица и исполнители
- Владимир Лепко, Евгения Данилова, Владимир Хенкин, Зиновий Залесский, Клавдия Пугачева, Федор Димант, Георгий Иванов, Ольга Стеклова, Николай Рыкунин, Рафаил Холодов, Семен Хмара, Арон Цинман