Валентин
Николаевич
Плучек
Николаевич
Плучек
Родился 4 сентября 1909 г.
Скончался 17 августа 2002 г.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977 г.). Награжден: Орденом Трудового Красного Знамени (1969 г.), Орденом Дружбы народов (1979 г.), Орденом Ленина (1986 г.), Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999 г.), а также Орденами Отечественной войны II степени (1944, 1985 гг.), медалью «За оборону советского заполярья» (1944 г.) и шестью медалями массового награждения.
Творческая биография В. Н. Плучека уникальна. Его учителем был В. Э. Меерхольд, к которому Плучек попал после учебы во ВХУТЕМАСе. В 1926 г. В. Н. Плучек поступает на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Мейерхольда, а через три года — в 1929 г. — на режиссёрский факультет той же мастерской. В конце З0-х годов В. Н. Плучек руководил одним из ТРАМов; с драматургом А. Н. Арбузовым создал знаменитую студию, короткую историю которой прервала война. В годы Великой Отечественной войны В. Н. Плучек создал и возглавил театр Северного флота, затем — передвижной Новый театр.
С 1950 г. В. Н. Плучек начинает сотрудничать с Московским театром сатиры как внештатный режиссер, с 1955 г. — штатный режиссер, с 1957 г. — главный режиссер. Благодаря В. Н. Плучеку в репертуаре театра появились спектакли, ставшие этапными не только для Театра сатиры, но и во многом определившие дальнейшее развитие советского театра — «Баня» (1953, постановка Петрова, В. Н. Плучека и С. И. Юткевича) и «Клоп» (1955, постановка Плучека и Юткевича).
Спектаклям В. Н. Плучека, безупречным в художественном отношении, сопутствовал шумный, иногда скандальный успех, их закрывали, но на них стремилась попасть советская интеллигенция. «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета и «Мистерия-буфф» Маяковского (1957 г.), «Дамоклов меч» Н. Хикмета (1959 г.) стали явлениями театральной Москвы. С этого времени Театр сатиры становится одним из самых интересных и популярных театров страны, а сам В. Н. Плучек — одним из лидеров советского театра. Он выпускает ряд спектаклей, многие из которых критики и историки театра справедливо назовут выдающимися: «Тёркин на том свете» А.Твардовского (1966 г.), «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1969 г.), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972), «Горе от ума» Грибоедова (1976), «Бег» М. А. Булгакова (1977), «Трехгрошовую оперу» Б. Брехта и К. Вайля (1980), «Самоубийцу» Н. Р. Эрдмана (1981), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1983), «Идеального мужа» (1990).
В. Н. Плучек давал новую жизнь русской классике, ставил спектакли по ранее запрещенным пьесам. Значительное место в его творчестве занимает современная отечественная драматургия.
В. Н. Плучек воспитал несколько поколений актеров, успешно работающих в театре. В его спектаклях играли выдающиеся актеры отечественного театра — А. Д. Папанов, Г. П. Менглет, А. А. Миронов, Н. А. Архипова, М. М. Державин, А. А. Ширвиндт, С. В. Мишулин, В. К. Васильева, З. Н. Зелинская, О. А. Аросева, Т. Г. Васильева, В. Д. Шарыкина, Ю. Б. Васильев, В. Б. Гаркалин и многие другие. Он сформировал не только блистательную труппу, но помогал талантливым режиссерам — М. А. Захарову, М. Г. Зонненштралю, А. А. Левинскому.
В. Н. Плучек — выдающийся режиссер второй половины ХХ века. Его спектакли вошли в историю отечественного театра, внесены в анналы мировой театральной культуры, определили направление театральной режиссуры. Имя В. Н. Плучека упоминается во многих энциклопедиях и энциклопедических словарях, учебниках по истории русского театра.
1950 г. — режиссер Театра сатиры, постановка пьесы Н. Полякова «Не ваше дело».
1952 г. — вместе с главным режиссером театра Н. В. Петровым поставил спектакли «Пролитая чаша» Ван Ши-фу и «Потерянное письмо» И. Караджале.
1953 г. — совместно с кинорежиссером и теоретиком кино С. Юткевичем В. Н. Плучек поставил «Баню» В. Маяковского и том же году осуществил самостоятельную постановку спектакля «Страницы минувшего. Вечер русской классической сатиры» («Как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Игроки» Н. В. Гоголя, «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева).
1955 г. — совместная с С. Юткевичем постановка «Клопа», принят очередным режиссером в штат Театра сатиры.
1957 г. — главный режиссер Театра сатиры.
«А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета — постановка В. Плучека.
«Мистерия-буфф» В. Маяковского — постановка В. Плучека.
1959 г. — «Домоклов меч» Н. Хикмета — постановка В.Н. Плучека.
«Памятник себе» С. Михалкова — постановка В. Плучека.
1960 г. — «Обнаженная со скрипкой» Н. Куарда — постановка В. Плучека.
1961 г. — «Яблоко раздора» М. Бирюкова — постановка В. Плучека.
1962 г. — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — постановка В. Плучека.
1964 г. — «Женский монастырь» В. Дыховичный, М. Слободской — постановка В. Плучека.
1965 г. — «Бидерман и поджигатели» М. Фриша, режиссер — М. Захаров, руководитель постановки — В. Плучек.
1966 г. — «Теркин на том свете» А. Твардовского — постановка В. Плучека.
«Дон Жуан, или Любовь к геометрии» — постановка В. Плучека, режиссер М. Захаров
1967 г. — «Интервенция» Л. Славина — постановка В. Плучека.
«Баня» В. Маяковского — постановка осуществлена в 1953 г. Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем. Сценическая редакция 1967 г. В. Плучека.
1968 г. — «Последний парад» А. Штейна — постановка В. Плучека.
1969 г. — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше.
1970 г. — «У времени в плену» А. Штейна — постановка В. Плучека.
1971 г. — «Обыкновенное чудо» Е. Шварца — Руководитель постановки — В. Плучек, режиссер — М. Микаэлян.
1972 г. «Ревизор» Н. В. Гоголя — постановка В. Плучека.
«Таблетку под язык» А. Макаенка — постановка В. Плучека.
1974 г. — «Клоп» В. Маяковского — постановка 1955 года В. Плучека и С. Юткевича. Сценическая редакция 1974 г. В. Плучека.
«Нам — 50!» — Постановка В. Плучека. Режиссеры М. Микаэлян, А. Ширвиндт
1975 г. — «Ремонт» М. Рощина — постановка В. Плучека.
«Пена» С. Михалкова — постановка В. Плучека.
1976 г. — «Горе от ума» А. Грибоедова — постановка В. Плучека.
1977 г. — «Бег» М. Булгакова — постановка В. Плучека.
1979 г. — «Мы, нижеподписавшиеся» — постановка В. Плучека, режиссер В. Кондратьев
«Ее превосходительство» — руководитель постановки В. Плучек, постановка А. Ширвиндта.
1980 г. — «Чудак» Н. Хикмета — руководитель постановки В. Плучек, режиссер В. Кондратьев.
«Гнездо глухаря» В. Розова — постановка В. Плучека.
«Трехгрошовая опера» — постановка В. Плучека.
1982 г. — «По 206-й» В. Белова — постановка В. Плучека.
«Самоубийца» Н. Эрдмана — постановка В. Плучека.
1984 г. — «Вишневый сад» А. Чехова — постановка В. Плучека
1985 год — «Родненькие мои» А. Смирнова — постановка В. Плучека.
«Бремя решений» — постановка В. Плучека.
1986 год — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ — постановка В. Плучека.
«Самоубийца» Н. Эрдмана — постановка В. Плучека.
1989 г. — «Трибунал» В. Войновича — постановка В. Плучека.
1991 г. — «Идеальный муж» — постановка В. Плучека.
1992 г. — «Горячее сердце» — постановка В. Плучека.
1994 г. — «Укрощение строптивой» — постановка В. Плучека.
Скончался 17 августа 2002 г.
Лауреат Государственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского (1977 г.). Награжден: Орденом Трудового Красного Знамени (1969 г.), Орденом Дружбы народов (1979 г.), Орденом Ленина (1986 г.), Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1999 г.), а также Орденами Отечественной войны II степени (1944, 1985 гг.), медалью «За оборону советского заполярья» (1944 г.) и шестью медалями массового награждения.
Творческая биография В. Н. Плучека уникальна. Его учителем был В. Э. Меерхольд, к которому Плучек попал после учебы во ВХУТЕМАСе. В 1926 г. В. Н. Плучек поступает на актёрский факультет Государственной театральной экспериментальной мастерской под руководством Мейерхольда, а через три года — в 1929 г. — на режиссёрский факультет той же мастерской. В конце З0-х годов В. Н. Плучек руководил одним из ТРАМов; с драматургом А. Н. Арбузовым создал знаменитую студию, короткую историю которой прервала война. В годы Великой Отечественной войны В. Н. Плучек создал и возглавил театр Северного флота, затем — передвижной Новый театр.
С 1950 г. В. Н. Плучек начинает сотрудничать с Московским театром сатиры как внештатный режиссер, с 1955 г. — штатный режиссер, с 1957 г. — главный режиссер. Благодаря В. Н. Плучеку в репертуаре театра появились спектакли, ставшие этапными не только для Театра сатиры, но и во многом определившие дальнейшее развитие советского театра — «Баня» (1953, постановка Петрова, В. Н. Плучека и С. И. Юткевича) и «Клоп» (1955, постановка Плучека и Юткевича).
Спектаклям В. Н. Плучека, безупречным в художественном отношении, сопутствовал шумный, иногда скандальный успех, их закрывали, но на них стремилась попасть советская интеллигенция. «А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета и «Мистерия-буфф» Маяковского (1957 г.), «Дамоклов меч» Н. Хикмета (1959 г.) стали явлениями театральной Москвы. С этого времени Театр сатиры становится одним из самых интересных и популярных театров страны, а сам В. Н. Плучек — одним из лидеров советского театра. Он выпускает ряд спектаклей, многие из которых критики и историки театра справедливо назовут выдающимися: «Тёркин на том свете» А.Твардовского (1966 г.), «Женитьбу Фигаро» Бомарше (1969 г.), «Ревизор» Н. В. Гоголя (1972), «Горе от ума» Грибоедова (1976), «Бег» М. А. Булгакова (1977), «Трехгрошовую оперу» Б. Брехта и К. Вайля (1980), «Самоубийцу» Н. Р. Эрдмана (1981), «Вишневый сад» А. П. Чехова (1983), «Идеального мужа» (1990).
В. Н. Плучек давал новую жизнь русской классике, ставил спектакли по ранее запрещенным пьесам. Значительное место в его творчестве занимает современная отечественная драматургия.
В. Н. Плучек воспитал несколько поколений актеров, успешно работающих в театре. В его спектаклях играли выдающиеся актеры отечественного театра — А. Д. Папанов, Г. П. Менглет, А. А. Миронов, Н. А. Архипова, М. М. Державин, А. А. Ширвиндт, С. В. Мишулин, В. К. Васильева, З. Н. Зелинская, О. А. Аросева, Т. Г. Васильева, В. Д. Шарыкина, Ю. Б. Васильев, В. Б. Гаркалин и многие другие. Он сформировал не только блистательную труппу, но помогал талантливым режиссерам — М. А. Захарову, М. Г. Зонненштралю, А. А. Левинскому.
В. Н. Плучек — выдающийся режиссер второй половины ХХ века. Его спектакли вошли в историю отечественного театра, внесены в анналы мировой театральной культуры, определили направление театральной режиссуры. Имя В. Н. Плучека упоминается во многих энциклопедиях и энциклопедических словарях, учебниках по истории русского театра.
1950 г. — режиссер Театра сатиры, постановка пьесы Н. Полякова «Не ваше дело».
1952 г. — вместе с главным режиссером театра Н. В. Петровым поставил спектакли «Пролитая чаша» Ван Ши-фу и «Потерянное письмо» И. Караджале.
1953 г. — совместно с кинорежиссером и теоретиком кино С. Юткевичем В. Н. Плучек поставил «Баню» В. Маяковского и том же году осуществил самостоятельную постановку спектакля «Страницы минувшего. Вечер русской классической сатиры» («Как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина, «Игроки» Н. В. Гоголя, «Завтрак у предводителя» И. С. Тургенева).
1955 г. — совместная с С. Юткевичем постановка «Клопа», принят очередным режиссером в штат Театра сатиры.
1957 г. — главный режиссер Театра сатиры.
«А был ли Иван Иванович?» Н. Хикмета — постановка В. Плучека.
«Мистерия-буфф» В. Маяковского — постановка В. Плучека.
1959 г. — «Домоклов меч» Н. Хикмета — постановка В.Н. Плучека.
«Памятник себе» С. Михалкова — постановка В. Плучека.
1960 г. — «Обнаженная со скрипкой» Н. Куарда — постановка В. Плучека.
1961 г. — «Яблоко раздора» М. Бирюкова — постановка В. Плучека.
1962 г. — «Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу — постановка В. Плучека.
1964 г. — «Женский монастырь» В. Дыховичный, М. Слободской — постановка В. Плучека.
1965 г. — «Бидерман и поджигатели» М. Фриша, режиссер — М. Захаров, руководитель постановки — В. Плучек.
1966 г. — «Теркин на том свете» А. Твардовского — постановка В. Плучека.
«Дон Жуан, или Любовь к геометрии» — постановка В. Плучека, режиссер М. Захаров
1967 г. — «Интервенция» Л. Славина — постановка В. Плучека.
«Баня» В. Маяковского — постановка осуществлена в 1953 г. Н. Петровым, В. Плучеком и С. Юткевичем. Сценическая редакция 1967 г. В. Плучека.
1968 г. — «Последний парад» А. Штейна — постановка В. Плучека.
1969 г. — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше.
1970 г. — «У времени в плену» А. Штейна — постановка В. Плучека.
1971 г. — «Обыкновенное чудо» Е. Шварца — Руководитель постановки — В. Плучек, режиссер — М. Микаэлян.
1972 г. «Ревизор» Н. В. Гоголя — постановка В. Плучека.
«Таблетку под язык» А. Макаенка — постановка В. Плучека.
1974 г. — «Клоп» В. Маяковского — постановка 1955 года В. Плучека и С. Юткевича. Сценическая редакция 1974 г. В. Плучека.
«Нам — 50!» — Постановка В. Плучека. Режиссеры М. Микаэлян, А. Ширвиндт
1975 г. — «Ремонт» М. Рощина — постановка В. Плучека.
«Пена» С. Михалкова — постановка В. Плучека.
1976 г. — «Горе от ума» А. Грибоедова — постановка В. Плучека.
1977 г. — «Бег» М. Булгакова — постановка В. Плучека.
1979 г. — «Мы, нижеподписавшиеся» — постановка В. Плучека, режиссер В. Кондратьев
«Ее превосходительство» — руководитель постановки В. Плучек, постановка А. Ширвиндта.
1980 г. — «Чудак» Н. Хикмета — руководитель постановки В. Плучек, режиссер В. Кондратьев.
«Гнездо глухаря» В. Розова — постановка В. Плучека.
«Трехгрошовая опера» — постановка В. Плучека.
1982 г. — «По 206-й» В. Белова — постановка В. Плучека.
«Самоубийца» Н. Эрдмана — постановка В. Плучека.
1984 г. — «Вишневый сад» А. Чехова — постановка В. Плучека
1985 год — «Родненькие мои» А. Смирнова — постановка В. Плучека.
«Бремя решений» — постановка В. Плучека.
1986 год — «Рыжая кобыла с колокольчиком» И. Друцэ — постановка В. Плучека.
«Самоубийца» Н. Эрдмана — постановка В. Плучека.
1989 г. — «Трибунал» В. Войновича — постановка В. Плучека.
1991 г. — «Идеальный муж» — постановка В. Плучека.
1992 г. — «Горячее сердце» — постановка В. Плучека.
1994 г. — «Укрощение строптивой» — постановка В. Плучека.
-
Ранее на сцене театра Сатиры