А. Жаров, М. Поликарпов
Первый кандидат
Представление в 5 действиях
О спектакле
Театр сатиры, очевидно, осознал необходимость смены промежуточного жанра обозрений целостными сюжетными пьесами. Стрелы «Первого кандидата» направлены в сторону мещанства, заползающего даже в ряды партии.
Н. Ор., Театр и кино
Пьеса А. Жарова и М. Поликарпова, названная ими «уездной историей», не укладывается в рамки привычных драматургических жанров. Это не сатира, не комедия, не фарс, не водевиль, но в пьесе имеются элементы всех этих жанров, а в общем пьеса несомненно имеет уклон в сторону сатиры.
… Пьеса хорошо показывает нутро «первого кандидата» в члены партии Морковкина, являющегося центральной фигурой постановки. Морковкин — это мусор, который загрязняет партию, и от которого сейчас партия освобождается путем чистки. Для Морковкиных партия представляет собой лишь орудие завоевания всяческих жизненных благ, а что касается целей, за которые борется партия, то они Морковкиным рисуются в виде «красной коровы», которая должна быть у каждого при социализме или «красной икры», которая украшает стол.
Для «первого кандидата партии» важно лишь одно, чтобы его утвердили завом типографии, а тогда уж он все «нутряные способности», доставшиеся ему, кстати говоря, от отца-лабазника.
Л. Баранчиков «Первый кандидат», Известия, 23 января 1930 г.
Дорвавшись до командной должности, Морковкин в уездной типографии под знаком хозрасчета печатает поповские воззвания вместо газеты. Он ухаживает за поповской и в честь предстоящего утверждения «первого кандидата» красную вечеринку нового быта. Все это театром дано в достаточно убедительном виде, но и сам мелкий тип Морковкина, и все его приключения не выведены за пределы анекдота.
Н. Ор., Театр и кино
«Первый кандидат» — пьеса небольших масштабов, несложных проблем. Она берет под обстрел примазывавшегося. Масштабы захолустного городка малки. Под конец они расширяются, и лестница вожделений первого кандидата уводит его ввысь, к широким масштабам. Под конец Морковкин мнит себя «заведующим советской властью». Он раздувается, он становится «я — не я», «я — памятник», И когда с высоты этих ходуль он обращается в зрительный зал с вопросом — «сколько вас здесь, первых кандидатов?» — он попадает в цель. Мелкое кандидатство, мелкие подсиживания, мелкий карьеризм — все-таки не мелкие явления. Поставлена пьеса режиссером А. Диким очень любопытно. Все эпизоды пьесы происходят на фоне стенной газеты «Красный Поплювец» и являются как бы общими заметками стенкоров. Актерский коллектив прекрасно сыгрался, но как всегда, слабее других — положительные герои пьесы.
Бис, «Первый кандидат», Комсомольская правда от 1 января 1930 г.
Показать на сцене современного уездного Хлестакова, показать примазавшегося к нашей партии мещанина — весьма благородная задача.
(название издания не сохранилось)
Автору во многом пришел на помощь театр. Свежо и убедительно поставили пьесу режиссер А. Диких и художник Е. Мандельберг. Они проявили большую изобретательность. Они верно поняли текст, раскрыли его в запоминающихся сценических образах. Недостатки постановки в том, что не до конца выдержан гротесковый типаж, иногда замененный реалистическими фигурами.
Джек Алтаузен «Первый кандидат», Литературная газета от 20 января 1930 г.
Н. Ор., Театр и кино
Пьеса А. Жарова и М. Поликарпова, названная ими «уездной историей», не укладывается в рамки привычных драматургических жанров. Это не сатира, не комедия, не фарс, не водевиль, но в пьесе имеются элементы всех этих жанров, а в общем пьеса несомненно имеет уклон в сторону сатиры.
… Пьеса хорошо показывает нутро «первого кандидата» в члены партии Морковкина, являющегося центральной фигурой постановки. Морковкин — это мусор, который загрязняет партию, и от которого сейчас партия освобождается путем чистки. Для Морковкиных партия представляет собой лишь орудие завоевания всяческих жизненных благ, а что касается целей, за которые борется партия, то они Морковкиным рисуются в виде «красной коровы», которая должна быть у каждого при социализме или «красной икры», которая украшает стол.
Для «первого кандидата партии» важно лишь одно, чтобы его утвердили завом типографии, а тогда уж он все «нутряные способности», доставшиеся ему, кстати говоря, от отца-лабазника.
Л. Баранчиков «Первый кандидат», Известия, 23 января 1930 г.
Дорвавшись до командной должности, Морковкин в уездной типографии под знаком хозрасчета печатает поповские воззвания вместо газеты. Он ухаживает за поповской и в честь предстоящего утверждения «первого кандидата» красную вечеринку нового быта. Все это театром дано в достаточно убедительном виде, но и сам мелкий тип Морковкина, и все его приключения не выведены за пределы анекдота.
Н. Ор., Театр и кино
«Первый кандидат» — пьеса небольших масштабов, несложных проблем. Она берет под обстрел примазывавшегося. Масштабы захолустного городка малки. Под конец они расширяются, и лестница вожделений первого кандидата уводит его ввысь, к широким масштабам. Под конец Морковкин мнит себя «заведующим советской властью». Он раздувается, он становится «я — не я», «я — памятник», И когда с высоты этих ходуль он обращается в зрительный зал с вопросом — «сколько вас здесь, первых кандидатов?» — он попадает в цель. Мелкое кандидатство, мелкие подсиживания, мелкий карьеризм — все-таки не мелкие явления. Поставлена пьеса режиссером А. Диким очень любопытно. Все эпизоды пьесы происходят на фоне стенной газеты «Красный Поплювец» и являются как бы общими заметками стенкоров. Актерский коллектив прекрасно сыгрался, но как всегда, слабее других — положительные герои пьесы.
Бис, «Первый кандидат», Комсомольская правда от 1 января 1930 г.
Показать на сцене современного уездного Хлестакова, показать примазавшегося к нашей партии мещанина — весьма благородная задача.
(название издания не сохранилось)
Автору во многом пришел на помощь театр. Свежо и убедительно поставили пьесу режиссер А. Диких и художник Е. Мандельберг. Они проявили большую изобретательность. Они верно поняли текст, раскрыли его в запоминающихся сценических образах. Недостатки постановки в том, что не до конца выдержан гротесковый типаж, иногда замененный реалистическими фигурами.
Джек Алтаузен «Первый кандидат», Литературная газета от 20 января 1930 г.
-
Постановочная труппа
- Постановка — Алексей Дикий
- Художник — Евгений Мандельберг
- Композитор — Климентий Корчмаре
-
Действующие лица и исполнители
- Павел Поль, Рафаил Корф, Дмитрий Кара-Дмитриев, Надежда Нурм, Осип Шахет, Евдокия Соловьева, Алексей Бонди, Ева Милютина и другие