Дамир Исмагилов
Дамир 
Гибадрахманович
Исмагилов
Родился 7 января 1959 года в Москве.

Заслуженный работник культуры Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

Главный художник по свету МХТ им. Чехова, ГАБТ, профессор Школы-студии МХАТ.

Окончил Театральное художественно-техническое училище.

В 1977 был принят в Московский Художественный академический театр им. А. П. Чехова, где начал творческую деятельность как художник по свету, работая над спектаклями «Путь», «Отец и сын», «Вагончик», «Эквус», «Татуированная роза».

В 1982-1987 принимал участие в реконструкции здания МХАТ (в Камергерском переулке). Впоследствии участвовал в таких работах, как строительство Нового здания Большого театра (1998) и реконструкция Основной сцены Большого театра (2011). Занимался и был автором идей по реконструкции Новосибирского театра Оперы и балета (2005) и Мариинского театра в Санкт-Петербурге (2013).

В 1987 окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ и стал главным художником по свету МХАТ им. А. П. Чехова. Оформил более ста спектаклей, среди которых «Борис Годунов» А. Пушкина, «Вишневый сад» А. Чехова, «Горе от ума» А. Грибоедова, «Гроза» А. Островского, «Женитьба» Н. Гоголя, «Маскарад» М. Лермонтова, «Московский хор» Л. Петрушевской, «Мишин юбилей» А. Гельмана, Р. Нельсона, «Урок женам» Ж.-Б. Мольера, «Урок мужьям» Ж.-Б. Мольера, «Перламутровая Зинаида» М. Рощина, «Три сестры» А. Чехова, «Сирано де Бержерак» Э. Ростана, «Ю», «Антигона» Ж. Ануя, «Священный огонь» С. Моэма, «Ретро» А. Галина, «Преступление и наказание» по Ф. Достоевскому, «Нули» П. Когоута, «Копенгаген» М. Фрейна, «Осада» Е. Гришковца, «Мещане» М. Горького, «Белая гвардия» по М. Булгакову, «Изображая жертву» братьев Пресняковых, «Король Лир» У. Шекспира, «Лес» А. Островского, «Господа Головлевы» по М. Салтыкову-Щедрину, «Примадонны» К. Людвига, «Человек-Подушка» М. МакДонаха, «Пиквикский клуб» Ч. Диккенса, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Сотрудничал с ведущими отечественными и зарубежными режиссерами, среди которых Олег Ефремов, Лев Додин, Валерий Фокин, Сергей Женовач, Леонид Хейфец, Роман Виктюк, Марк Розовский, Кама Гинкас, Владимир Андреев, Галина Волчек, Роман Козак, Кирилл Серебренников, Елена Невежина, Тадаси Судзуки, Владимир Петров, Темур Чхеидзе, Николай Шейко, Миндаугас Карбаускис, Григорий Козлов, Евгений Писарев, Константин Богомолов.

Воплощал замыслы художников-сценографов Давида Боровского, Валерия Левенталя, Сергея Бархина, Эдуарда Кочергина, Марта Китаева, Олега Шейнциса, Александра Боровского, Татьяны Сельвинской, Вячеслава Окунева, Бориса Мессерера, Аллы Коженковой, Игоря Попова, Георгия Алекси-Месхишвили, Юрия Харикова, Юрия Устинова, Николая Симонова, Зиновия Марголина, Семена Пастуха, Игоря Нежного.

Сотрудничал с режиссерами музыкальных театров, среди них Владимир Васильев, Борис Покровский, Питер Устинов, Александр Титель, Борис Эйфман, Петер Конвичный, Алексей Ратманский, Сергей Вихарев, Эймунтас Някрошюс, Алла Сигалова, Иркин Габитов, Юрий Бурлака, Дэвид Паунтни, Дмитрий Бертман, Василий Бархатов, Юрий Лаптев.

С 1996 работает в Большом театре, а с 2002 является главным художником по свету.

Также главный художник по свету театра «Геликон-опера» (с 2004) и московского театра «Студия театрального искусства» под руководством С. В. Женовача (с 2005).

Работает в Государственном академическом Малом театре, Московском театре-студии под руководством О. Табакова, Центральном академическом театре Российской армии, Московском драматическом театре им. А. С. Пушкина, Государственном академическом театре им. Моссовета, театре «Московская оперетта», театре «Современник», Российском академическом Молодежном театре (РАМТ), Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии, Мариинском театре, Александринском театре, Михайловском театре, Малом драматическом театре — Театре Европы, а также в ведущих театрах Новосибирска, Омска, Красноярска, Казани, Уфы, Орла, Оренбурга, Екатеринбурга.

Всего оформил свыше 450 спектаклей.

Преподавал «Художественно-световое оформление спектакля» в Московском театральном художественно-техническом училище (1987-1990), Школе-студии МХАТ (2000-2015).

Автор книги «Театральное освещение» (2005, переиздана в 2014).