Николай
Михайлович
Горчаков
Михайлович
Горчаков
Русский режиссер и педагог.
Заслуженный деятель искусств (1943), доктор искусствоведения. Родился 7 августа 1898. Начинал в 3-й Студии МХТ, был учеником Е. Б. Вахтангова. С 1922 работал в студии режиссером, поставил в собственной инсценировке имевший большой успех спектакль «Битва жизни» по Ч. Диккенсу (1924). Возглавив группу студийцев, отколовшихся от Вахтанговской студии, в 1924 перешел в МХАТ, и с коррективами К. С. Станиславского спектакль вошел в репертуар МХАТа.
Станиславский привлек Горчакова к работе над восстановлением спектакля «Горе от ума» (1925). Под руководством Станиславского Горчаков выпустил мелодраму «Сестры Жерар». Поставил жизнерадостный лирический водевиль В.Катаева «Квадратура круга» (1928, сыгран 646 раз; художественный руководитель Вл. И.Немирович-Данченко), осуществил постановку пьесы Н.Погодина «Дерзость». Участвовал в постановке «Трех толстяков» Ю.Олеши (1930, продержалась один сезон), пьесы Вирты «Земля» (1937). Самостоятельный спектакль Горчакова «Мольер» М.Булгакова (1936) был исключен из репертуара.
В 1933 году Н. М. Горчаков был назначен художественным руководителем Московского театра сатиры.
Основой репертуара при нем стала советская комедия. Он продолжил творческие связи с драматургами В. Катаевым и В. Шкваркиным, привлек новых авторов — Н. Погодина, А. Толстого, М. Левидова, В. Киршона и др. Огромный успех имел спектакль «Чужой ребенок» В. Шкваркина (1933; совм с Р. Г. Корфом). Руководство и коллектив Театра сатиры беспокоило, что Горчаков продолжал работать во МХАТе, они добились его ухода из Художественного театра. Режиссер болезненно пережил отлучение от МХАТа.
В первый год Великой Отечественной войны Горчаков организовал единственный тогда в Москве драматический театр (Московский театр драмы), где зрители впервые увидели «Русских людей» К.Симонова и «Фронт» А.Корнейчука. В 1943 Комитет по делам искусств объединил театры драмы и революции, назначив руководителем Н. П. Охлопкова; Горчакову было предложено вернуться в Театр сатиры. В просьбе изменить название театра на «Театр комедии» ему отказали. В театре Горчаков поставил «Нечистую силу» А.Толстого, тепло принятую прессой и зрителями, выпустил «Чрезвычайный закон» братьев Тур и Л.Шейнина. Последний не имел успеха, пьеса подверглась осуждению в постановлении ЦК «О репертуаре драматических театров». Успешной стала постановка пьесы Корнейчука «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» (1944).
В 1948 Горчаков ушел из Театра сатиры, оставаясь в Художественном театре. «Шедевром грации и иронии» была названа его постановка «Школа злословия» Р. Б. Шеридана (1940, совм. с В.Сахновским и художником Н.Акимовым; в главных ролях М.Яншин и О.Андровская). В 1946 в МХАТе состоялась премьера «Офицера флота» А.Крона с М.Болдуманом в главной роли (Государственная премия, 1946). В спектаклях «Поздняя любовь» А. Н. Островского (1949), «Осенний сад» Л.Хелман и «Беспокойная старость» Л.Рахманова (обе 1956) ярко проявились особенности режиссерской манеры Горчакова — чувство стиля и чувство современности. «Поздняя любовь», камерный спектакль с М. М. Яншиным в роли Маргаритова, продержалась в репертуаре МХАТа 25 лет, вплоть до 1974.
От своих учителей Станиславского и Вахтангова Горчаков усвоил умение выстраивать композицию, находить точное жанровое решение, он прекрасно разбирал пьесы, рецензировал театральные постановки. В 1952 был удостоен Государственной премии за книгу Режиссерские уроки К. С. Станиславского. Автор театроведческих работ, умелый инсценировщик, Горчаков был членом Союза писателей. С 1939 — профессор и заведующий кафедрой режиссуры в ГИТИСе, преподавал в Школе-студии МХАТ.
Заслуженный деятель искусств (1943), доктор искусствоведения. Родился 7 августа 1898. Начинал в 3-й Студии МХТ, был учеником Е. Б. Вахтангова. С 1922 работал в студии режиссером, поставил в собственной инсценировке имевший большой успех спектакль «Битва жизни» по Ч. Диккенсу (1924). Возглавив группу студийцев, отколовшихся от Вахтанговской студии, в 1924 перешел в МХАТ, и с коррективами К. С. Станиславского спектакль вошел в репертуар МХАТа.
Станиславский привлек Горчакова к работе над восстановлением спектакля «Горе от ума» (1925). Под руководством Станиславского Горчаков выпустил мелодраму «Сестры Жерар». Поставил жизнерадостный лирический водевиль В.Катаева «Квадратура круга» (1928, сыгран 646 раз; художественный руководитель Вл. И.Немирович-Данченко), осуществил постановку пьесы Н.Погодина «Дерзость». Участвовал в постановке «Трех толстяков» Ю.Олеши (1930, продержалась один сезон), пьесы Вирты «Земля» (1937). Самостоятельный спектакль Горчакова «Мольер» М.Булгакова (1936) был исключен из репертуара.
В 1933 году Н. М. Горчаков был назначен художественным руководителем Московского театра сатиры.
Основой репертуара при нем стала советская комедия. Он продолжил творческие связи с драматургами В. Катаевым и В. Шкваркиным, привлек новых авторов — Н. Погодина, А. Толстого, М. Левидова, В. Киршона и др. Огромный успех имел спектакль «Чужой ребенок» В. Шкваркина (1933; совм с Р. Г. Корфом). Руководство и коллектив Театра сатиры беспокоило, что Горчаков продолжал работать во МХАТе, они добились его ухода из Художественного театра. Режиссер болезненно пережил отлучение от МХАТа.
В первый год Великой Отечественной войны Горчаков организовал единственный тогда в Москве драматический театр (Московский театр драмы), где зрители впервые увидели «Русских людей» К.Симонова и «Фронт» А.Корнейчука. В 1943 Комитет по делам искусств объединил театры драмы и революции, назначив руководителем Н. П. Охлопкова; Горчакову было предложено вернуться в Театр сатиры. В просьбе изменить название театра на «Театр комедии» ему отказали. В театре Горчаков поставил «Нечистую силу» А.Толстого, тепло принятую прессой и зрителями, выпустил «Чрезвычайный закон» братьев Тур и Л.Шейнина. Последний не имел успеха, пьеса подверглась осуждению в постановлении ЦК «О репертуаре драматических театров». Успешной стала постановка пьесы Корнейчука «Миссия мистера Перкинса в страну большевиков» (1944).
В 1948 Горчаков ушел из Театра сатиры, оставаясь в Художественном театре. «Шедевром грации и иронии» была названа его постановка «Школа злословия» Р. Б. Шеридана (1940, совм. с В.Сахновским и художником Н.Акимовым; в главных ролях М.Яншин и О.Андровская). В 1946 в МХАТе состоялась премьера «Офицера флота» А.Крона с М.Болдуманом в главной роли (Государственная премия, 1946). В спектаклях «Поздняя любовь» А. Н. Островского (1949), «Осенний сад» Л.Хелман и «Беспокойная старость» Л.Рахманова (обе 1956) ярко проявились особенности режиссерской манеры Горчакова — чувство стиля и чувство современности. «Поздняя любовь», камерный спектакль с М. М. Яншиным в роли Маргаритова, продержалась в репертуаре МХАТа 25 лет, вплоть до 1974.
От своих учителей Станиславского и Вахтангова Горчаков усвоил умение выстраивать композицию, находить точное жанровое решение, он прекрасно разбирал пьесы, рецензировал театральные постановки. В 1952 был удостоен Государственной премии за книгу Режиссерские уроки К. С. Станиславского. Автор театроведческих работ, умелый инсценировщик, Горчаков был членом Союза писателей. С 1939 — профессор и заведующий кафедрой режиссуры в ГИТИСе, преподавал в Школе-студии МХАТ.