Театр сатиры 1 октября отпразднует свое 100-летие, и я, конечно, задаю себе вопросы: что мы возьмем в будущее, что оставим в прошлом — с чем пойдем дальше?
Я всегда считал самым главным днем человека — день его появления на свет. Ничего важнее по силе, по емкости, по значимости событий в жизни нет и быть не может. Всё остальное — это опыт, который накапливается и ведет к разным рубежам, круглым датам и юбилеям, где этот опыт можно осмыслить, оценить. И понимаю, что ничего не хочу оставлять, забираю в будущее всё и всех. Потому что без опыта, без традиций, без прошлого будущее невозможно.
Ничего нового, хотя я понимаю стремления к обновлениям, к новым течениям, к желаниям удивлять. Сейчас модно писать разнообразные манифесты. Это, конечно, полезное дело, поскольку позволяет понять и зрителю, и команде то направление, в котором развивается театр, позволяет понять те ценности, на которые опирается театр. Однако любой манифест имеет свои опасности. Во-первых, это всё-таки теория, тогда как в театре определяющую роль играет практика: наступает момент, когда занавес открывается, и ты остаешься один на один со зрителем, которому нужны поступки и действия — выводы он сделает сам. А во-вторых, ты загоняешь себя в рамки, прописанные в манифесте. Я к этому не готов.
Читайте далее