Интервью Сергея Газарова «Российской газете»
Как Театр Сатиры готовится встретить свой сотый сезон.
Интервью с художественным руководителем Сергеем Газаровым
Московский академический театр сатиры осенью откроет свой юбилейный — сотый — сезон. Как идет подготовка к нему? Какие события ждут зрителей? Об этом наш разговор с художественным руководителем театра Сергеем Газаровым.
Знаю, что в первые же дни нового сезона зрители увидят вашу постановку пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич». Дерзко! Представить на театральной сцене историю, всем нам хорошо знакомую по бессмертной кинокомедии Гайдая. Как пришла в голову такая мысль?
Сергей Газаров: Здесь совпало очень многое. Я все время ищу пьесы, которые могут определить сегодняшнее лицо Театра сатиры. Без своего лица театр — это просто зрелищная площадка. И вот в этих поисках я взялся за любимого автора, перечитал все пьесы Михаила Афанасьевича и понял: «Иван Васильевич» — то, что нам сегодня надо. Великолепно написанная пьеса. Фантастический язык. История дико смешная. Но самое интересное — эту пьесу Булгаков написал в 1934 году именно для Театра сатиры! Режиссер Горчаков тогда ее поставил, но спектакль сразу закрылся. То есть у пьесы тоже юбилей, 90-летний.
А сравнения с фильмом не боитесь? Тот факт, что многие реплики зрители наизусть знают, вас не смущает?
Сергей Газаров: Нет, меня это даже подстегивает. Я опрос провел, маленькое такое маркетинговое исследование: если, спрашивал, мы такую пьесу поставим — пойдете смотреть? Все прямо расцветали: «О, ну конечно!» Это ведь будет не спор с фильмом, не конкуренция. Кроме того, в пьесе есть и другая история, более глубокая, которая, может быть, не сразу считывается, но является важной в творчестве Булгакова. Тревожная нота про человечество, которое всегда стремится открыть что-то неизвестное, запретное, тема ответственности за эти поиски — она же у Булгакова красной нитью проходит. Вспомните «Собачье сердце», «Роковые яйца», да даже «Мастера и Маргариту». При этом, надеюсь, мы не потеряем ни в юморе, ни в смехе. Замечательная пьеса и именно в русле тем Театра сатиры.