Премьера 29 сентября 2023 года
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом
Московский академический театр сатиры откроет в сентябре юбилейный сотый сезон пьесой, которая была написана 90 лет назад специально для театра, но никогда не появлялась на сцене. Несмотря на это, текст Булгакова, разобранный на цитаты, стал частью русского культурного кода. Режиссер Сергей Газаров разрешит этот парадокс комедией положений, столкнув на сцене две эпохи – времена НЭПа и русского Средневековья.
Сюжет пьесы разворачивается вокруг перемещения героев в пространстве с помощью машины времени, созданной инженером Тимофеевым. Однажды во время опыта изобретатель нечаянно отправляет управдома Буншу с жуликом Милославским в позднее Средневековье, а царь Иван Васильевич Грозный обнаруживает себя в московской коммуналке по адресу Банный переулок, 10.
Богатые костюмы эпохи Ивана Грозного, расписные потолки Грановитой палаты Московского Кремля, женственные платья ар-деко и реалистичная обстановка из коммунальной квартиры периода НЭП. Вместе с героями перемещается и зритель, из XXI века в 30-е годы прошлого века, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, в XVI век.
Инсценировка требовала погружения творческой группы в исторические материалы, чтобы изучить и понять, чем жили люди при Иване Грозном и во времена НЭПа, как отличались их жесты, мимика, речь, мысли, тревоги и надежды. При этом сами образы персонажей намеренно остаются узнаваемыми - по книгам, картинам из Третьяковской галереи и Русского музея, по школьным учебникам и журналам мод советской России. Отдельным героем пьесы станет машина времени, при создании которой использовались самые современные технологии – в финале для нее приготовлена особая «роль».
Все детали тщательно продуманы режиссером, а также художником Владимиром Арефьевым и хореографом Сергеем Землянским. Каждый элемент одного столетия пытается раствориться в столетии другом. Но живет по законам своей эпохи, а потому раствориться не может. Комедия положений режиссера Сергея Газарова ярко иллюстрирует булгаковскую фантасмагорию филигранно продуманным действием, подтверждая простую истину – человек не меняется. В каком бы столетии он не находился.
Сюжет пьесы разворачивается вокруг перемещения героев в пространстве с помощью машины времени, созданной инженером Тимофеевым. Однажды во время опыта изобретатель нечаянно отправляет управдома Буншу с жуликом Милославским в позднее Средневековье, а царь Иван Васильевич Грозный обнаруживает себя в московской коммуналке по адресу Банный переулок, 10.
Богатые костюмы эпохи Ивана Грозного, расписные потолки Грановитой палаты Московского Кремля, женственные платья ар-деко и реалистичная обстановка из коммунальной квартиры периода НЭП. Вместе с героями перемещается и зритель, из XXI века в 30-е годы прошлого века, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, в XVI век.
Инсценировка требовала погружения творческой группы в исторические материалы, чтобы изучить и понять, чем жили люди при Иване Грозном и во времена НЭПа, как отличались их жесты, мимика, речь, мысли, тревоги и надежды. При этом сами образы персонажей намеренно остаются узнаваемыми - по книгам, картинам из Третьяковской галереи и Русского музея, по школьным учебникам и журналам мод советской России. Отдельным героем пьесы станет машина времени, при создании которой использовались самые современные технологии – в финале для нее приготовлена особая «роль».
Все детали тщательно продуманы режиссером, а также художником Владимиром Арефьевым и хореографом Сергеем Землянским. Каждый элемент одного столетия пытается раствориться в столетии другом. Но живет по законам своей эпохи, а потому раствориться не может. Комедия положений режиссера Сергея Газарова ярко иллюстрирует булгаковскую фантасмагорию филигранно продуманным действием, подтверждая простую истину – человек не меняется. В каком бы столетии он не находился.
Постановочная труппа
Режиссёр: Сергей Газаров
Художник-постановщик: народный художник России Владимир Арефьев
Художник по костюмам: Мария Боровская
Художник по свету: заслуженный работник культуры России, заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов
Хореограф: Сергей Землянский
Композитор: Алексей Айги
Музыкальное оформление: Софья Кругликова
Саунд-дизайнер: Алексей Яблоков
Помощник режиссёра: Амалия Абазян
Действующие лица и исполнители
Бунша-Корецкий, управдом / Иоанн Грозный — народный артист России Юрий Васильев
Милославский Жорж — Артём Минин / Фёдор Лавров
Зинаида Михайловна, киноактриса — Александра Мареева / Майя Горбань
Ульяна Андреевна, жена Бунши — Лиана Ермакова / Ксения Худоба
Царица — Екатерина Хлыстова / Надежда Филиппова
Тимофеев, изобретатель — Антон Буглак / Илья Малаков
Шпак Антон Семёнович — Сергей Газаров
Якин, кинорежиссёр — заслуженный артист России Андрей Зенин, Фёдор Лавров
Неизвестный гражданин — заслуженный артист России Валерий Гурьев
Дьяк — Кирилл Анисимов
Шведский посол — Иван Михайловский
Стрельцы: Дмитрий Володин, Михаил Железнов, Роман Керн, Денис Кириллов, Сергей Колповский, Алексей Лапшин, Влад Окропиридзе, Никита Полицеймако, Иван Федотов, Максим Финогенов, Альберт Хасиев, Мгер Закарян, Григорий Трапезников
Бояре: Алексей Анненков / Анатолий Морозов, Денис Надточий / Руслан Хабиев, Сергей Чурбаков
Свита царицы: Инна Лясковец, Лана Крымова / Доната Нафикова, Светлана Кубышкина / Моряна Анттонен-Шестакова, Мария Протасова
Гусляры: Александр Багрянцев, Юрий Воробьёв, Пётр Ступин
Свита посла: Станислав Буров, Артемий Соколов-Савостьянов, Тимур Тихомиров, Виталий Четков
Стольники: Дмитрий Володин, Михаил Железнов, Роман Керн, Денис Кириллов, Сергей Колповский, Алексей Лапшин, Влад Окропиридзе, Никита Полицеймако, Иван Федотов, Максим Финогенов, Альберт Хасиев, Мгер Закарян, Григорий Трапезников
Стража царя: Альберт Хасиев, Дмитрий Володин
Милиция: Алексей Лапшин, Михаил Железнов, Роман Керн
Бунша-Корецкий, управдом / Иоанн Грозный — народный артист России Юрий Васильев
Милославский Жорж — Артём Минин / Фёдор Лавров
Зинаида Михайловна, киноактриса — Александра Мареева / Майя Горбань
Ульяна Андреевна, жена Бунши — Лиана Ермакова / Ксения Худоба
Царица — Екатерина Хлыстова / Надежда Филиппова
Тимофеев, изобретатель — Антон Буглак / Илья Малаков
Шпак Антон Семёнович — Сергей Газаров
Якин, кинорежиссёр — заслуженный артист России Андрей Зенин, Фёдор Лавров
Неизвестный гражданин — заслуженный артист России Валерий Гурьев
Дьяк — Кирилл Анисимов
Шведский посол — Иван Михайловский
Стрельцы: Дмитрий Володин, Михаил Железнов, Роман Керн, Денис Кириллов, Сергей Колповский, Алексей Лапшин, Влад Окропиридзе, Никита Полицеймако, Иван Федотов, Максим Финогенов, Альберт Хасиев, Мгер Закарян, Григорий Трапезников
Бояре: Алексей Анненков / Анатолий Морозов, Денис Надточий / Руслан Хабиев, Сергей Чурбаков
Свита царицы: Инна Лясковец, Лана Крымова / Доната Нафикова, Светлана Кубышкина / Моряна Анттонен-Шестакова, Мария Протасова
Гусляры: Александр Багрянцев, Юрий Воробьёв, Пётр Ступин
Свита посла: Станислав Буров, Артемий Соколов-Савостьянов, Тимур Тихомиров, Виталий Четков
Стольники: Дмитрий Володин, Михаил Железнов, Роман Керн, Денис Кириллов, Сергей Колповский, Алексей Лапшин, Влад Окропиридзе, Никита Полицеймако, Иван Федотов, Максим Финогенов, Альберт Хасиев, Мгер Закарян, Григорий Трапезников
Стража царя: Альберт Хасиев, Дмитрий Володин
Милиция: Алексей Лапшин, Михаил Железнов, Роман Керн
Сообщить о старте продаж
Оставьте свою электронную почту и мы пришлем вам имейл, когда будут открыты продажи.
Нажимая на кнопку «Подписаться» вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности.
Спасибо!
Фото с репетиций
Булгаков не имеет границ, он свободно перемещается во времени и пространстве, в этом его фантасмагоричность. Булгаковские герои не придуманы, они живые и могут существовать как сегодня, в ХХI веке, так и тысячу лет назад. Сталкивая их друг с другом, драматург добивается абсурда, который героям, живущим по законам своего времени, не очевиден. Но очевиден зрителю. Пьеса актуальна благодаря именно этому художественному приему: каждый зритель узнает в ней современную жизнь. Постановку можно назвать программным спектаклем Сатиры, в ней - истоки и продолжение нашего театра.
Булгаков не имеет границ, он свободно перемещается во времени и пространстве, в этом его фантасмагоричность. Булгаковские герои не придуманы, они живые и могут существовать как сегодня, в ХХ1 веке, так и тысячу лет назад. Сталкивая их друг с другом, драматург добивается абсурда, который героям, живущим по законам своего времени, не очевиден. Но очевиден зрителю. Пьеса актуальна благодаря именно этому художественному приему: каждый зритель узнает в ней современную жизнь. Постановку можно назвать программным спектаклем Сатиры, в ней - истоки и продолжение нашего театра.
Сергей Газаров
Режиссёр спектакля
СМИ о спектакле
-
Театральный журнал: Юрий Васильев сыграет управдома Буншу и царя Ивана ГрозногоЮбилейный сотый сезон 2023-2024 г. Театр сатиры планирует открыть спектаклем «Иван Васильевич». Пьесу, 90 лет назад написанную Михаилом Булгаковым специально для театра, но так не вышедшую на его сцене, ставит режиссёр Сергей Газаров.
-
Комсомольская правда: Сергей Газаров готовит артистов к телепортации из булгаковской Москвы в эпоху Ивана ГрозногоНе все знают, что пьеса Булгакова, по которой полвека назад кинорежиссер Леонид Гайдай снял свою блистательную комедию «Иван Васильевич меня профессию», была написана в 1935 году для Театра сатиры. Но так и не вышла на сцене из-за цензуры.
-
Москва24: Московский театр сатиры откроет сезон с пьесы Булгакова «Иван Васильевич»Московский академический театр сатиры впервые покажет спектакль по пьесе Михаила Булгакова "Иван Васильевич" в сентябре этого года. Об этом сообщается в пресс-службе театра.