Премьера 29 сентября 2023 года
Продолжительность: 2 часа 30 минут с антрактом
Сюжет пьесы разворачивается вокруг перемещения героев в пространстве с помощью машины времени, созданной инженером Тимофеевым. Однажды во время опыта изобретатель нечаянно отправляет управдома Буншу с жуликом Милославским в позднее Средневековье, а царь Иван Васильевич Грозный обнаруживает себя в московской коммуналке по адресу Банный переулок, 10.
Богатые костюмы эпохи Ивана Грозного, расписные потолки Грановитой палаты Московского Кремля, женственные платья ар-деко и реалистичная обстановка из коммунальной квартиры периода НЭП. Вместе с героями перемещается и зритель, из XXI века в 30-е годы прошлого века, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, в XVI век.
Постановка требовала погружения творческой группы в исторические материалы, чтобы изучить и понять, чем жили люди при Иване Грозном и во времена НЭПа, как отличались их жесты, мимика, речь, мысли, тревоги и надежды. При этом сами образы персонажей намеренно остаются узнаваемыми - по книгам, картинам из Третьяковской галереи и Русского музея, по школьным учебникам и журналам мод советской России. Отдельным героем пьесы станет машина времени, при создании которой использовались самые современные технологии – в финале для неё приготовлена особая «роль».
Все детали тщательно продуманы режиссёром, а также художником Владимиром Арефьевым и хореографом Сергеем Землянским. Каждый элемент одного столетия пытается раствориться в столетии другом. Но живёт по законам своей эпохи, а потому раствориться не может. Комедия положений режиссёра Сергея Газарова ярко иллюстрирует булгаковскую фантасмагорию филигранно продуманным действием, подтверждая простую истину – человек не меняется. В каком бы столетии он не находился.
Постановочная труппа
Режиссёр-постановщик: Сергей Газаров
Художник-постановщик: народный художник России Владимир Арефьев
Художник по костюмам: Мария Боровская
Художник по свету: заслуженный деятель искусств России Дамир Исмагилов
Режиссёр по пластике: Сергей Землянский
Композитор: Алексей Айги
Музыкальное оформление: Софья Кругликова
Саунд-дизайнер: Алексей Яблоков
Педагог по вокалу: Алла Тарасова
Постановщик фокусов: Вадим Савенков
Помощник режиссёра: Амалия Абазян
В музыкальной партитуре спектакля использованы фрагменты народных песен «Дубинушка», «Ой ты, степь широкая» и сочинений И.-С. Баха, Л. ван Бетховена, А. Вивальди, И. О. Дунаевского, Ж. Массне, В.-А. Моцарта, Н. А. Римского-Корсакова, Э. Сантеухини, Г. В. Свиридова, В. П. Соловьёва-Седого, О. Д. Строка, Ф. Шуберта, А. Н. Цфасмана, П.И. Чайковского и А. Яблокова
Бунша-Корецкий, управдом / Иоанн Грозный — народный артист России Юрий Васильев / Сергей Газаров
Тимофеев, изобретатель — Антон Буглак / Илья Малаков
Шпак Антон Семёнович — Сергей Газаров / заслуженный артист России Александр Чевычелов
Якин, кинорежиссёр — заслуженный артист России Андрей Зенин / Фёдор Лавров
Милославский Жорж — Артём Минин / Фёдор Лавров
Зинаида Михайловна, киноактриса — Александра Мареева / Майя Горбань
Ульяна Андреевна, жена Бунши — Лиана Ермакова / Ксения Худоба
Царица — Екатерина Хлыстова / Надежда Филиппова
Дьяк — Кирилл Анисимов
Шведский посол — Иван Михайловский
Неизвестный гражданин — заслуженный артист России Валерий Гурьев
Бояре: Алексей Анненков / Анатолий Морозов, Денис Надточий, Руслан Хабиев, Сергей Чурбаков
Стрельцы: Дмитрий Володин, Михаил Железнов, Роман Керн, Денис Кириллов, Сергей Колповский, Алексей Лапшин, Влад Окропиридзе, Никита Полицеймако, Иван Федотов, Максим Финогенов, Альберт Хасиев, Мгер Закарян, Григорий Трапезников
Стольники: Дмитрий Володин, Михаил Железнов, Роман Керн, Денис Кириллов, Сергей Колповский, Алексей Лапшин, Влад Окропиридзе, Никита Полицеймако, Иван Федотов, Максим Финогенов, Альберт Хасиев, Мгер Закарян, Григорий Трапезников
Свита царицы: Инна Лясковец, Лана Крымова / Доната Нафикова, Светлана Чигрина / Моряна Анттонен-Шестакова, Мария Протасова
Свита посла: Станислав Буров, Артемий Соколов-Савостьянов, Тимур Тихомиров, Виталий Четков, Денис Кириллов
Стража царя: Дмитрий Володин, Альберт Хасиев
Гусляры: Александр Багрянцев, Юрий Воробьёв, Пётр Ступин
Милиция: Михаил Железнов, Роман Керн, Алексей Лапшин
СМИ о спектакле
-
ТАСС«Пьесу "Иван Васильевич" Михаил Булгаков создавал в середине 30-х годов специально для Театра сатиры. Однако в 1936-м после генеральной репетиции, где присутствовали партийные руководители СССР, постановку закрыли, а само произведение запретили».
-
Телеканал Культура«"Иван Васильевич" по Булгакову выходит на сцену Театра Сатиры. Сергей Газаров – о спектакле "Иван Васильевич" в Театре Сатиры».
-
Телеканал Культура«Кто по-настоящему меняет профессию в этом спектакле, так это Сергей Газаров. Он – и режиссер, он же – выходит на сцену в качестве актёра».
-
Загрузить еще
-
НТВ«Сергей Газаров здесь не только режиссер. После долгого перерыва он вернулся на сцену».
-
Телеканал ОТР«Большая работа проделана и над антуражем спектакля. Художники воссоздали богатые костюмы эпохи Ивана Грозного, женственные платья ар-деко и реалистичную обстановку коммунальной квартиры».
-
Российская газета«Персонажи Булгакова, проходя в комедии положений через разные эпохи, остаются понятными современному читателю и зрителю».
-
ИзвестияТеатральным спектаклям такие рекорды не снились, тем не менее есть основания полагать, что «Ивана Васильевича» Театра сатиры ждет успешная театральная судьба».
-
Комсомольская правда«Отдельным героем спектакля станет машина времени, при создании которой использовались современные театральные технологии».
-
Московский Комсомолец«Под стать сценографии и жанр, избранный режиссером для булгаковского «Ивана Васильевича» - гротеск».
-
Москва24«В центре сюжета история о перемещении героев в пространстве, которое стало возможным благодаря созданной инженером Тимофеевым машины времени».
-
Новости RT«Наши соотечественники сделали великое кино. А мы можем перенести эту пьесу на сцену и открыть её зрителю под другим углом».
-
Театрал«Все это актуально и сегодня: генная инженерия, искусственный интеллект, клонирование – мы осваиваем новые пространства, где сами еще не знаем ни законов, ни правил».
-
Forbes«Постановка Сергея Газарова. Заоблачные по ценам билеты распроданы на месяц вперед. Пьеса Михаила Булгакова широко известна по фильму Леонида Гайдая. Но малоизвестно, что историю про царя, попавшего в коммуналку в Банном переулке в XX веке, уже ставил Театр сатиры в 1936 году».
-
Телеканал Мир«Историческая достоверность – в каждой детали. Даже шапка Мономаха – максимальная репродукция, разве что вместо соболя использована норка. Со сцены она смотрится более эффектно».