Люди и свиньи
Анатолий  Мариенгоф
«Люди и свиньи»
Премьера состоялась 1 июля 1931 г.

Постановка: А. Петровский
Режиссеры:
Иван Зенин, Яков Рудин
Художники:
М. Комарденков, Всеволод Ридман
Композитор:
Я. Чернявский

В спектакле заняты: Надежда Нурм, Елена Неверова, Алексей Бонди, Рафаил Корф, Филипп Гирявый, Яков Волков, Аленсандр Рышкин, Мария Яроцкая, Кларина Фролова, Осип Шахет, Евгения Данилова, Минора Степанова, Зиновий Залесский, Павел Шибаев, Екатерина Надинская, Павел Голубецкий, Ева Милютина, Надежда Майсус, Мария  Крамская, Михаил Борейша,  Федор Курихин, Николай Плинер, Григорий Шамшурин, Наталья Халатова, Сергей Антимонов и другие.

В остроумной вещице Мариенгофа – хлесткая издевка над пережитками старого быта, над «хрюкающим» мещанством, злобно косящим на то новое, что внесла революция в человеческие отношения.

В пьесе фигурирует  «свинхоз», автор «за свиней, но против свинства», против грязи и уродства, которые еще цепко коренятся в перестраивающемся быту.

… Заслуга автора  и театра в том, что они с предельной выразительностью показывают мещанское болото, сигнализируют о его живучести, зовут – не лозунгами, а как раз этим образным показом - к борьбе к наступлению на болото. 


«Рабочий край»
Иваново-Вознесенск
 3 июля 1932 г.
Для А. Мариенгофа свиноводческая проблема послужила лишь материалом для комедийного изображения свинства «двуногих» обывателей допотопного мещанского станционного городишки. Мещанство, при том в старых, бытовых, гоголевско-чеховских формах, - вот куда целиком направлено острие пера автора. Может быть, для литературно-поэтического развития автора, в прошлом имажиниста и эстета, такая сатира, данная на фоне нашей современности, и является некоторым шагом вперед, но основного вывода это все же не меняет. Сплетни, некультурность, густая обывальщина, с одной стороны,  комические стороны захолустного быта с другой – вот, оказывается, подлинное содержание жизни наших дней, которые увидел и изобразил автор.

Чтобы разделаться с мещанством и оценить мораль нового быта, точнее, брачного быта, автор выводит представителей двух миров нашего переходного времени  в лице целой галерее обывателей и противопоставленной им комсомольской пары. Всё действие он облекает в ряды комедийных, неплохо сделанных, хотя и далеко не новых положений. Отсюда – весьма незатейливый, но достаточно комический сюжет. Столичная учительница Елена Николаевна, интеллигентка-лингвистка, подвергается ограблению в поезде, вынуждено застревает в «Хряках» и попадает на временное жительство к комсомольцу Павлу, который из-за нее подвергается ряду неприятностей и пересудов, пока не приезжает муж Елены и все не улаживается.

… Смешные положения, недурной язык пьесы удались автору. В результате, мораль пьесы (которую автор вкладывает в уста симпатичной ему интеллигентки Елены) в том, что «на 14-м году революции пора подумать о психологии быта» звучит искренне и лишена слащавой  фальши, нередкой в таких случаях.


 Литература и искусство