История Театра сатиры (архивная копия)
Век Сатиры: 1924-2024
Этот год в истории: умер В.И. Ленин, Петроград переименован в Ленинград, утверждена первая конституция СССР. В этот год родились Донатас Банионис, Марлон Брандо, Шарль Азнавур, Татьяна Лиознова, Марчелло Мастроянни и Труман Капоте.
1920-e
1 октября 1924 года в подвальном этаже дома № 10 в 
Б. Гнездниковском переулке, называемым «Первым Домом Нирнзее», где раньше располагались кабаре «Летучая мышь», потом «Кривой Джимми», теперь учебный театр ГИТИСа, начал свою жизнь Московский театр сатиры. В создании первого спектакля-обозрения «Москва с точки зрения» — принимали участие молодые писатели В. Ардов, Н. Адуев, Вл. Масс, Б. Волин, В. Типот, Н. Эрдман, Л. Никулин, А. Арго.
1924
1926
Заведующим музыкальной частью Театра сатиры 
становится композитор Исаак Дунаевский
Этот год в истории: состоялось первое награждение Премией имени В. И. Ленина, город Новониколаевск переименован в Новосибирск. В этот год родились Елизавета II, Фидель Кастро, Спартак Мишулин, Галина Вишневская, Александр Зацепин и Георгий Юматов.
нажимайте на теги, чтобы узнать больше
Дом Нирнзее
Исаак Дунаевский
подписи 
к фото
Этот год в истории
1930-e
Вскоре стало понятно, что жанр обозрения изживает себя 
и театру нужны современные сатирические комедии. 
Так появляются «114-я статья» и «Склока», созданные 
по произведениям Виктора Ардова и Льва Никулина. 
С театром начали сотрудничать ученики Константина Станиславского, режиссеры и актеры.
1933
1937
Увлечение бытовой комедией часто уводило Театр сатиры от его прямого назначения. Комедии, лирические водевили заполняли репертуар Театра сатиры в 30-е годы. В них редко кого обличали, в них действовали хорошие, добрые люди. Улыбка сменила сатирический смех.
Этот год в истории
1939
Интересной оказалась встреча Театра сатиры с классикой —
в 1939 году была поставлена комедия Гольдони
«Слуга двух господ».
Этот год в истории
Этот год в истории
1940-e
Популярность Театра сатиры возрастала от спектакля к спектаклю. Надо сказать, что любовь театра и зрителя была взаимной. Это подтверждает советский театральный критик Ю. Юзовский: «Театр сатиры — очень гостеприимный театр. Он любит своего зрителя, готовится к его посещению, выдумывает для него всё более заманчивые сюрпризы — словом. Делает всё, чтобы им остались довольны. Бывает в этом театре, что не успеет ещё выйти актёр, не успеет ещё сказать слово, а зритель уже улыбается».
1940
1941
Во время Великой Отечественной войны, пока не появились ещё пьесы на военные темы, Театр сатиры, стремясь как можно быстрее откликнуться на события, возродил на сцене жанр обозрения. Уже в июле 1941 года было подготовлено обозрение «Очень точно — очень срочно!!!», затем, в начале 1942 года, — спектакль-концерт «Калёным штыком». Позднее были поставлены пьесы «Дым отечества» братьев Тур и Шейнина, «Надежда Дурова» Липскерова и Кочеткова, «Новые похождения бравого солдата Швейка» Слободского.
Этот год в истории
1949
Этот год в истории
В конце 40-х в труппе театра — Георгий Менглет, Борис Тенин, Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Анатолий Папанов, среди режиссеров — Андрей Лобанов, Андрей Гончаров, Сергей Герасимов, Эраст Гарин, Борис Равенских, чья постановка комедии Н. Дьяконова «Свадьба с приданым» с Верой Васильевой, Виталием Дорониным и Татьяной Пельтцер пользовалась невероятной популярностью. В 1949 году театр переехал в здание на Малой Бронной улице. Через год в репертуаре появился спектакль «Не ваше дело» по пьесе Владимира Полякова. Его поставил режиссер Валентин Плучек — ученик Всеволода Мейерхольда. Ранее Валентин Николаевич возглавлял Московскую театральную студию, после нее — Драматический театр Северного флота в Мурманской области.
Этот год в истории
1950-e
На рубеже 50-х годов в Театре сатиры назревала пора серьёзных изменений. Театр возмужал, забавность, потеха сами по себе не могли удовлетворять его художников. Хотелось восстановить репутацию сатирического театра. Жизнь настоятельно требовала обновлений. Театр сатиры был готов к встрече с драматургией Маяковского. В 1953 году на сцене Театра сатиры состоялась премьера «Бани», поставленной Н. Петровым, С. Юткевичем и В. Плучеком. «Клопа» Плучек поставил вместе с Юткевичем в 1955 году, а «Мистерию-буфф» — в 1957-м, самостоятельно.
1953
1957
В 1957-м Валентина Плучека назначили главным режиссером театра. В том же году вышла его постановка «А был ли Иван Иванович?» по пьесе Назыма Хикмета. Главную роль сыграл Анатолий Папанов. Ажиотаж был огромным, желающих попасть на спектакль было так много, что подступы к театру охраняла конная милиция. Через два года Плучек ставит «Дамоклов меч» — спектакль идет с таким же успехом. Однако после пяти показов он исчез с афиш — острую постановку запретила Екатерина Фурцева, министр культуры СССР.
Этот год в истории
Этот год в истории
1960-e
В 1963-м театр покинул здание на Малой Бронной улице и разместился в помещении на Ленинградском проспекте, в котором сейчас находится театр «Ромэн», но уже через год переехал на площадь Маяковского — в здание, построенное для конного цирка братьев Никитиных в 1911 году. После переезда цирка в помещении находился Московский мюзик-холл (прототип театра «Варьете» в романе Булгакова «Мастер и Маргарита»), а затем — Театр оперетты. Здание неоднократно перестраивали, ремонтировали. Сегодня о том, что здесь когда-то был цирк, напоминает только купол.
1963
1969
Постановка Валентина Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше стала настоящим хитом, визитной карточкой театра. В ней сыграли Андрей Миронов, Валентин Гафт, Вера Васильева, Нина Корниенко, Александр Воеводин, Роман Ткачук, Георгий Менглет и многие другие. Костюмы создал модельер Вячеслав Зайцев, декорации – Валерий Левенталь. Спектакль не уходил со сцены почти 20 лет.
Этот год в истории
1965
Этот год в истории
Валентин Плучек возглавлял Театр сатиры больше 40 лет. Он собрал по-настоящему звездную труппу, в которую входили Вера Васильева, Ольга Аросева, Андрей Миронов, Александр Ширвиндт, Михаил Державин, Роман Ткачук, Спартак Мишулин. В 1965 году в театр пришел режиссер Марк Захаров, поставивший такие спектакли, как «Доходное место» Александра Островского, «Мамаша Кураж и ее дети» Бертольта Брехта и другие.
Этот год в истории
1970-e
Спектакль «У времени в плену» по пьесе А. Штейна, поставленный В. Плучеком в 1970 году, рождался трудно. Когда Валентин Николаевич предложил Андрею Миронову роль Всеволода, такое решение было неожиданностью для самого актёра. И критика, и зрители, уже успевшие полюбить артиста, несколько настороженно и озадаченно ожидали встречи с новым героем. Но Плучек проявил максимум настойчивости и терпения. И спектакль состоялся! Вместе с Мироновым основные роли сыграли Татьяна Ицыкович, Анатолий Папанов, Вера Васильева.
1970
1972
В 1972 году Валентин Валентин Плучек поставил в Театре сатиры пьесу Гоголя «Ревизор», посвятив премьеру 125-летию со дня рождения своего учителя Всеволода Эмильевича Мейерхольда. Роль Хлестакова, может быть, одна из самых неразгаданных ролей Андрея Миронова. Премьеру ждали с нетерпением. Кажется, уже не только Плучек, но и специалисты, и зрители не представляли Миронова без встречи со знаменитой ролью русского классического репертуара.
Этот год в истории
1974
Этот год в истории
В этом же году в театр пришёл Александр Ширвиндт. После удачного ввода в «Женитьбу Фигаро» на роль графа Альмавивы, главный режиссёр доверил ему и Марку Захарову поставить на прославленной сцене легкий музыкальный спектакль «Проснись и пой!». Добрый и смешной, полный самой лучшей житейской философии спектакль из года в год собирал полные залы. Невероятный успех у зрителей привел к тому, что была также сделана телевизионная версия постановки — «Проснись и пой!»
Спектакль «Маленькие комедии большого дома» был выдержан в традиционном для Театра сатиры жанре обозрения. Сатирики Аркадий Арканов и Григорий Горин выступили здесь в паре, как, собственно, и режиссёры. Ими стали Андрей Миронов и Александр Ширвиндт, причем для Андрея Миронова это был режиссёрский дебют. Руководил постановкой Валентин Плучек, и в работе над ней приняли участие художник Борис Мессерер и композитор Давид Тухманов.

Премьера состоялась в канун Нового года. По сути, это были пять одноактных пьес, объединенных сквозным преферансом. Пять пьес, в постановке которых была задействована почти вся труппа театра, и почти у каждого был пусть и не большой, но свой звездный выход.

Спектакль был наивен, простодушен и музыкален. В записи видно и слышно, насколько охотно смеялись зрители над забавными и такими знакомыми бытовыми неурядицами, что мастера Театра сатиры подавали под соусом доброго юмора и тонкой иронии.
Театру сатиры — 50 лет! За заслуги в развитии советского театрального искусства театр награждён орденом трудового Красного Знамени.
В декабре 1976 года Плучек выпускает «Горе от ума». Как писали критики, «спектакль был подобен островку красоты, благородства, внутренней гармонии в напряжённом мире наступающего бездушия…»

Андрей Миронов: «Наша профессия требует амортизации своей собственной драмы. Естественно, с годами, с появившимися недугами и потерями это становится проще. Я имею в виду, что за страданиями не нужно далеко ходить, уже не нужно себе искусственно придумывать груз чего-то…»
1973
Этот год в истории
1976
Этот год в истории
Этот год в истории
1980-e
Во второй половине 70-х сатировский репертуар обогатился «Тартюфом», «Бегом», «Феноменами» — работами, которые обсуждали, о которых спорили, на которые сложно было попасть. Отдельно хочется выделить две работы — «Гнездо глухаря» Виктора Розова и «Трёхгрошовую оперу» Бертольда Брехта.

Пьеса «Гнездо глухаря» — одна из лучших работ драматурга Виктора Розова. В Театре Сатиры пьеса оказалась случайно. Автор предлагал ее Анатолию Эфросу, но не сложилось, и тогда за постановку взялся главный режиссёр «Сатиры». Именно в то время Валентин Плучек постепенно вводил в репертуар серьёзные пьесы. Премьера состоялась в 1980 году, семь лет спустя спектакль был записан телевидением.

«Трёхгрошовая опера» отличалась совсем небезобидной, а временами просто злой гротескностью. Эта версия брехтовской пьесы — не разновидность памфлетного мюзикла о ворах, а монументальная оратория, современное гран-ревю на вечную тему грязного богатства с его произволом, властью над всеми ценностями и идеалами. Валентин Николаевич не стремился лишить пьесу полнозвучности, многокрасочности, и эмоций — спектакль обвинял современного человека в бездушии, отсутствии добрых чувств, исчезновении настоящих, глубоких страстей.
1980
1981
В 80-е годы в афише театра — «Чудак» Н. Хикмета, «Гнездо глухаря» В. Розова, «Вишневый сад», «Родненькие мои», «По 206-й» в постановке В.Плучека, «Бешеные деньги» в постановке А. Миронова, «Концерт для театра с оркестром» в постановке А. Ширвиндта. А еще «Восемнадцатый верблюд» — режиссерский дебют Е. Каменьковича и «Ворон» Гоцци в постановке А. Левинского.

В 1982 году Плучек поставил «Самоубийцу» Н. Эрдмана. Пьеса, написанная в 1928 году, при жизни автора не была ни напечатана, ни поставлена. Это была первая версия спектакля с Р. Ткачуком в главной роли. Пьеса оказалась современной и злободневной, и спектакль очень скоро был запрещён.
Этот год в истории
1987
«За большие заслуги в развитии советского искусства» Министерство культуры СССР присвоило театру звание «Академический». В этом же году на сцене появляется спектакль «Родненькие мои» А. Смирнова. Пьеса до сих пор в репертуаре Театра сатиры.
В этом году из жизни ушли Анатолий Папанов и Андрей Миронов. Тринадцать спектаклей из репертуара пришлось убрать. Незаменимые есть.
1985
Этот год в истории
Этот год в истории
Этот год в истории
1990-e
Плучек собрал превосходную труппу: портретная галерея артистов насчитывает к этому моменту самые известные имена — Татьяна Пельтцер, Вера Васильева, Ольга Аросева, Зоя Зелинская, Нина Архипова, Валентина Токарская, Георгий Менглет, Анатолий Папанов, Андрей Миронов, Спартак Мишулин, Татьяна Васильева, Роман Ткачук, Михаил Державин, Александр Ширвиндт, Борис Рунге, Владимир Радченко, Валентина Шарыкина, Нина Корниенко, Наталья Защипина, а позже — Алена Яковлева, Юрий Васильев, Марина Ильина, Михаил Зонненштраль, Светлана Рябова, Зинаида Матросова, Наталья Карпунина и многие, многие другие.
1991
1993
Премьера спектакля «Шизофрения, как и было сказано», режиссер М. Занненштраль, талантливого актера и режиссера театра. Художники «Сатиры» Тамара Родионова и Валентин Шихарев сделали передовую на тот момент декорацию к постановке. В театр пошла новая публика, мнение критиков полярно разделилось.
Этот год в истории
Плучек поставил спектакль, который стал завещанием молодому поколению — «Укрощение строптивой». Режиссёр не стал осовременивать действие и придумывать сложных идеологических концепций. Главная тема «Укрощения строптивой» — любовь и борьба друг с другом двух сильных личностей: мужчины и женщины. Оба главных героя — Петруччо, и Катарина — были заряжены такой энергией и жизнеутверждающей силой, что, временами казалось, будто они (как писал Плучек в программке спектакля) «просто с цепи сорвались».
1994
Этот год в истории
Этот год в истории
2000-e
Валентин Плучек ушёл в отставку. Он работал в Сатире более пятидесяти лет, более сорока его возглавлял. У этого режиссера была «страсть создавать театры». Плучек кропотливо работал, выстраивал репертуар и не пытался превратить свой театр в храм, общественную трибуну, университет или баррикаду. Его спектакли были зрелищами, яркими, ориентированными на крепкий, интеллигентный профессионализм. Он, по признанию многих, умел сочетать балаган и скоморошество с глубоким психологизмом, был, «театрален и поэтичен». При Плучеке Театр сатиры стал «народным», не определяющим театральную моду, но попасть на спектакли было невозможно.
2000
2000
17 августа на 93-м году жизни скончался Валентин Николаевич Плучек. Похоронен на Ваганьковском кладбище.
15 декабря 2000 года художественным руководителем театра стал Александр Анатольевич Ширвиндт.

Народный артист России. Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». Награжден Орденом Дружбы и Почетным знаком «Общественное признание».

Лауреат Премии «Хрустальная Турандот», лауреат Российской национальной премии «Золотая маска» в номинации «Честь и достоинство», лауреат телевизионного фестиваля «Мастер Гамбс» в номинации «Лучший актёр» и «Любимец публики». Действительный член Академии кинематографических искусств «Ника», действительный член Американской пушкинской академии искусств, действительный член «Академии юмористических авторитетов», премии «Золотой Остап», член попечительского совета и сопредседатель Московского Английского клуба.

Президент Московского академического театра сатиры (16 ноября 2021 — 15 марта 2024). В 2000–2021 годах был художественным руководителем.

За 54 года работы в Театре сатиры сыграл около 30 ролей, поставил более 20 спектаклей. До Театра сатиры работал в Театре им. Ленинского комсомола и Московском драматическом театре на Малой Бронной. Пришел в Театр сатиры по приглашению Валентина Плучека на роль Графа Альмавивы («Безумный день, или Женитьба Фигаро»).
2002
Этот год в истории
Этот год в истории
2010-e
Для Ширвиндта как художественного руководителя важно было приглашать в труппу театра и зрелых, сформировавшихся актёров, и выпускников театральных вузов, в том числе и своих учеников.

За время своего художественного руководства Александр Ширвинд обновил репертуар спектаклями в стилистике исторической «Сатиры», вернув на сцену спектакли-обозрения — «Грустно, но смешно», «Нам — 50!». Также сделал спектакли-посвящения, спектакли-бенефисы — «Вера» (посвящение Вере Васильевой) и «Андрюша» (посвящение Андрею Миронову).

В первые десятилетия ХХI века труппа пополнилась такими актерами, как Фёдор Добронравов, Игорь Лагутин, Олег Вавилов, Максим Аверин, Елена Подкаминская, Олег Кассин, Александр Чернявский, Валерий Гурьев, Константин Карасик, Светлана Малюкова, Елена Ташаева, Сергей Колповский, Юрий Нифонтов, Екатерина Хлыстова, Максим Демченко, Анастасия Микишова, Иван Михайловский, Семен Лопатин, Марина Маняхина, Любовь Козий, Евгений Толоконников, Иван Федотов, Евгений Хазов,  Александр Чевычелов,  Артем Минин, Лиана Ермакова, Антон Буглак,  Майя Горбань, Мария Козакова, Вероника Агапова, Родион Вьюшкин, Анастасия Кузнецова, Никита Манилов, Валерия Моисеева и др.
2010
2012
Наряду с «Современником», Академическим театром имени Маяковского, Музыкальным театром имени Станиславского Театр сатиры принял участие в проекте «Золотая коллекция спектаклей» — записи спектаклей выкладывали на YouTube-канал.
Этот год в истории
Этот год в истории
2020-e
Приказом Департамента культуры города Москвы к Московскому академическому театру сатиры присоединён театр «Прогресс сцена Армена Джигарханяна». В 2021 Художественный руководитель театра Александр Ширвиндт стал Президентом театра. Художественным руководителем был назначен Сергей Газаров.

Сергей Газаров окончил актёрский факультет Государственного института театрального искусства имени А. В. Луначарского (ГИТИСа). После окончания института работал в московском театре «Современник». С 1986 по 1991 годы входил в труппу в Московском театре-студии под руководством Олега Табакова, где в 1991 году поставил спектакль «Ревизор», за что в этом же году был удостоен премии Союза театральных деятелей России за лучший спектакль года. С 1998 по 2001 год — главный режиссёр Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна. В 1989 году дебютировал в качестве режиссёра кино, сняв трагикомическую мелодраму «Крейзи». Тогда же поставил совместно с Олегом Павловичем Табаковым спектакль «Крыша». В 2019 году поставил новую версию спектакля «Ревизор» в Театре Олега Табакова. После смерти Армена Джигарханяна в ноябре 2020 года, коллектив театра принял решение обратиться с просьбой к департаменту культуры Москвы о назначении Газарова художественным руководителем театра. 8 декабря 2020 года назначен художественным руководителем Московского драматического театра под руководством Армена Джигарханяна (ныне — театр «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна»). С 13 октября 2021 года приказом Департамента Культуры назначен художественным руководителем Московского академического театра сатиры.

При слияния двух театров образовалась единая труппа: наравне с «Золотым фондом» (Юрий Васильев, Наталья Селезнева, Нина Киреенко и др.) в ней работают молодые артисты, которые также активно снимаются в кино (Александра Мареева, Ангелина Стречина, Майя Горбань и др)
2021
2022
За сезон 2022-23 в театр пришло на 1120 000 зрителей больше, чем в предыдущем сезоне. Часто стали появляться очереди от метро, впервые за много лет зрители спрашивают «лишний билетик».

Помимо трех имеющихся сцен — Основная и сцена «Чердак Сатиры» на Триумфальной, а также «Прогресс-сцены» на Ломоносовском проспекте, у театра появилась «Детская сцена Театра сатиры». Она открылась у метро Спортивная, в помещении, где когда-то открыл свой театр Армен Джигарханян. Это было очень символично, поскольку Армен Борисович много работал для детского кино и озвучивал детские мультфильмы. Фактически детский театр с особой атмосферой за год своего существования выпустил несколько премьер, которые отметили все крупные СМИ: «Коза Луиза и НЛО», «Поющий поросенок», «Дюймовочка» и тд.

Таким образом, Театр сатиры стал крупнейшим московским театром: Основная сцена, «Чердак Сатиры», Детская сцена Театра сатиры у метро Спортивная и Прогресс-сцена им. А. Джигарханяна Театра сатиры рядом с метро Университет.

За время своего руководства Сергей Газаров при сохранении старого репертуара обновил театр новыми спектаклями: он развивает вектор актуальной классики. Классика в современном прочтении: «Дядя Жорж» по Чехову, «Арбенин. Маскарад без слов» по Лермонтову, «Балалайкин и Ко» по Салтыкову-Щедрину, «Невольницы» по Островскому — эти спектакли пользуются большой популярностью у зрителей и привлекли новую аудиторию в театр. Масштабные декорации, современный подход режиссёров, разнообразные способы существования артиста на сцене, новые стили и жанры (вербатим «Этот ребенок», пластический «Арбенин. Маскарад без слов», инсценировка «Дядя Жорж», написанная из двух произведений Чехова «Дядя Ваня» и «Леший» и тд) — спектакли по классическим произведениям выглядят не просто современно, они прочитываются зрителем как актуальные постановки, которые поднимают вечные вопросы, но в контексте сегодняшнего дня и современного человека.

При этом театр дорожит своим наследием, поэтому в репертуаре можно найти и спектакли, которые идут уже четверть века. «Ночь ошибок» или «Укрощение строптивой» — часть истории Театра сатиры.

Театр Сатиры — Театр Радости, под таким девизом развивается сегодня театр. Театр, который помогает людям с помощью театральных средств испытать радость, внутреннее удовлетворение от спектаклей шедевров, увиденных на сцене. Он дает положительную мотивацию зрителю. Катарсис. Слезы счастья. Смех сквозь слезы. Удовлетворение. Радость встречи с большим искусством. «Театр Сатиры больше и шире, чем другие театры, — говорит художественный руководитель Сергей Газаров. — Это возможность смотреть на 360 градусов вокруг себя с помощью иронии, легкости, жанров, форм, что является фактически философией его существования».
Этот год в истории
2023
Этот год в истории
Театр открыл юбилейный 100-й сезон премьерой спектакля «Иван Васильевич» по пьесе М.А. Булгакова в постановке Сергей Газарова. Впервые за долгие годы билеты на премьерные дни были раскуплены задолго до открытия сезона. В некотором смысле появление спектакля восстановило историческую справедливость: пьеса была написана 90 лет назад специально для Театра сатиры, но так и не появилась на его сцене. Режиссёр Сергей Газаров посмотрел на известное литературное произведение под другим углом, из XXI века: комедия положений, где серьезные герои попадают в непредвиденные обстоятельства, что неизбежно порождает курьезные ситуации, над которыми и смеется зритель, она рассказывает о том, что человек зачастую бездумно осваивает новые пространства и технологии. Богатые костюмы эпохи Ивана Грозного, расписные потолки Грановитой палаты Московского Кремля, женственные платья ар-деко и реалистичная обстановка из коммунальной квартиры периода НЭП. Вместе с героями перемещается и зритель, из XXI века в 30-е годы прошлого века, а затем, с помощью визуальных и звуковых сценических эффектов и ультрасовременной машины времени, в XVI век.
2024
Этот год в истории
В январе 2024 года театр выпустил вторую премьеру сезона большого стиля — «Пигмалион» (режиссер Виктор Крамер). Масштабные декорации, блестящий актерский ансамбль и переосмысление языка Бернарда Шоу в первый же месяц привлек к постановке огромное внимание зрителей.


15 марта скончался Президент театра Александр Ширвиндт.


В апреле 100-го театрального сезона на сцене «Чердак Сатира» выходит премьера «Сны мальчика. Сказки Щедрина» режиссера Евгений Закиров.