Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


Владимир Высоцкий и «Последний парад»


22 января 2015


 



Фото Ю.Королева

        
Владимир Высоцкий: «Может быть, ты напишешь для нас что-нибудь?» — попросили меня главный режиссёр Театра сатиры Плучек и автор пьесы Штейн. Мне было очень приятно, что ко мне обратились.

Спектакль прозаический, нормальная драматургия, но — такая тяга к поэзии и к музыке, и так это всё влияет на целостность спектакля и привлекает людей, что мне было заказано написать несколько песен.





Спектакль «Последний парад»
Фото из архива Театра сатиры


Владимир Высоцкий «При всякой погоде…»
Запись песен к спектаклю «Последний парад»
Театр сатиры, 03.04.1968



Владимир Высоцкий «Нат Пинкертон»
Запись песен к спектаклю «Последний парад»
Театр сатиры, 03.04.1968



Владимир Высоцкий «Утренняя гимнастика»
Запись песен к спектаклю «Последний парад»
Театр сатиры, 03.04.1968



Владимир Высоцкий «Вот некролог…»
Запись песен к спектаклю «Последний парад»
Театр сатиры, 03.04.1968



Владимир Высоцкий «Москва-Одесса»  (фрагмент)
Запись песен к спектаклю «Последний парад»
Театр сатиры, 03.04.1968



Владимир Высоцкий «Один музыкант объяснил мне пространно…»
Запись песен к спектаклю «Последний парад»
Театр сатиры, 03.04.1968



Владимир Высоцкий
Рассказ о песнях в театре
Фрагмент выступления в ДК Юбилейный, Московская область

Владимир Высоцкий:

Случилось так, что я стал писать в спектакли Театра на Таганке и музыку, и тексты. И, как говорится, «слух обо мне прошёл...» Ну не по всей Руси, а по Москве. Когда узнали, что я пишу для театра, для сцены, а не только на магнитофоны, стали меня приглашать и в другие театральные коллективы: в «Современник», в Театр сатиры, во МХАТ...

«Может быть, ты напишешь для нас что-нибудь?» - попросили меня главный режиссёр Театра сатиры Плучек и автор пьесы Штейн. Мне было очень приятно, что ко мне обратились. Спектакль прозаический, нормальная драматургия, но - такая тяга к поэзии и к музыке, и так это всё влияет на целостность спектакля и привлекает людей, что мне было заказано написать несколько песен.

Я не очень люблю, когда другие певцы исполняют мои песни. И совсем не потому, что я такой бука, как утверждают: вот, мол, запрещаю петь. Мне нравится, как они поют другие песни. И они, наверное, поют мои песни лучше, чем я, но - не так.

Поэтому, когда меня просят дать песни, я никогда не даю. Если они берут самостоятельно - тут уж я ничего поделать не могу. Но своему брату, драматическому актёру, почему бы не дать?! Драматические актёры лишены вокальных данных - значит, они будут уважительно исполнять эти песни.

Я вам хочу сказать, чем, на мой взгляд, песня авторская отличается от песни эстрадной. В эстрадной песне три автора: композитор отдельно, поэт - отдельно, исполнитель - отдельно. У эстрадных певцов поставлены голоса, они по пять лет учились петь. За ними - оркестр громадный с дирижёром. Есть паузы для отдыха: то девочки танцуют, то жонглёр покидает что-нибудь. И ещё дело в том, что во время исполнения эстрадной песни существует уже заданный ритм: раз навсегда решено, как ты будешь это петь.

Эстрадная песня имеет массу достоинств. Но - в большинстве случаев - в ней, как ни странно, довольно мало обращают внимания на тексты: то начинают тополиный пух воспевать, который в глаза лезет, и в рот, и в нос; то напишут, что «провожают пароходы совсем не так, как поезда...». Гигантская информация! Действительно, просто удивительно, что «не так»!

А авторская песня - это совсем другое дело. Она так же отличается от эстрадной, как, скажем, классический балет от присядки.

Я пишу свои песни не в свободное от работы время, - это и есть моя работа. Я пишу ночью, чтобы сосредоточиться. Не только потому, что целый день занят то в театре, то в кино. Ещё и потому, чтобы никто не мешал. Я к песням отношусь довольно серьёзно, раз отрываю ото сна и других дел время у себя. Ночью происходит какое-то таинство: никого нету, что-то такое откуда-то спускается, что-то получается, какие-то строчки... Пишу я вместе с музыкой. Иногда раньше пишутся - стихи, иногда - музыка, иногда - просто ритм. Я даже не знаю, какая будет песня: будет ли она печальная или трагическая и грустная, будет ли она смешная или ироническая просто...
         
Потом я начинаю проверять песню на аудитории. Только через 15-20 раз выкристаллизовывается мелодия.

Авторской песне даётся нарочно упрощённая мелодия, чтобы легко входил в уши текст. В ней важен смысл, а не красивости.

Авторская песня - это живой организм. Можно менять, придавать другие оттенки и формы. Я ведь сам написал текст, сам написал музыку, взял гитару да спел. Я вижу настрой аудитории и могу поменять слова - мои слова: что хочу, то и делаю. Могу другой куплет спеть, могу чуть-чуть изменить мелодию, изменить ритм, сделать песню повеселее или попечальнее. Я знаю людей, которые на магнитофонах коллекционируют записи, и у них есть запись одной и той же песни в двадцати различных вариантах. Не в смысле слов, а по исполнению. Можно даже её и не узнать - как будто бы другая песня.

Я считаю, что авторскую песню должен исполнять человек, который её написал. Исполнять только с гитарой - безо всякой поддержки. Музыка, текст и исполнение в авторской песне едины, их нельзя разделить. Это превратное представление, что должно быть три автора у песни. Во всём мире люди давно занимаются авторской песней, и все убедились, что это интересно. А у нас много всяких разговоров возникает: чего это он сам пишет текст, сам пишет музыку и сам поёт?!.

Для каждой песни, для каждого музыкального номера нужно найти в спектакле подходящее место. Иногда даже написать сцену, чтобы она предвосхищала песню. Чтобы песня помогала. Песня никогда не должна мешать. Если песня мешает - её выкидывают. Поэтому я всегда очень ревностно слежу за тем, где моя песня стоит, в каких условиях. Я никогда не пишу песню, чтобы она звучала на фоне действия. Я её поэтому и кричу, чтобы услышали, про что она написана. Я пишу свои песни и баллады, чтобы они имели и самостоятельную ценность, и помогали спектаклю. Если даже песня не написана специально для спектакля, но каким-то образом косвенно может помочь тому, что происходит на сцене, - её можно вставлять.

А когда я пишу специально для спектакля, пытаюсь, чтобы актёры могли мои песни петь как свои - как будто бы они сами их сочинили.
 
Тема спектакля «Последний парад» - моя любимая, потому что это спектакль о моряках, а у меня много друзей-моряков. Я их часто встречал в порту, когда они возвращались из плавания...

В этом спектакле звучало несколько моих песен: «Утренняя гимнастика», «Магадан», «Москва-Одесса», «Моя цыганочка»... Исполняли их Папанов, Ткачук и Державин. Папанов играл главную роль в этом спектакле. Мы с ним снимались в то время, дружили. Вы напрасно думаете, что если Папанов - то обязательно что-нибудь смешное. Например, в фильме «Живые и мёртвые» Папанов прекрасно сыграл роль генерала Серпилина. Он замечательный драматический артист, но и комедийные роли играет замечательно. Он сначала меня позвал и говорит: «Ты знаешь, твои песни надо петь, как ты. Ты уж меня поучи!» Я настолько обнаглел, что начал учить его, - ходил два дня. Он нарочно выпивал, срывал голос, дышал холодным воздухом. Но у него ничего не вышло.

Подражать голосовой манере вообще не стоит. Есть искусство пародии, но это совсем другое дело. Тем более что у меня голос всегда был такой - я никогда с ним ничего не делал. Я даже когда был вот таким малолеткой и читал стихи инвалидам, они говорили: «Надо же! Какой маленький, а как пьёт!» Так что тембр голоса у меня был такой с детства. Я его, правда, немножечко подпортил и куревом, и питьём, и другими делами, но в основном он какой был, такой и остался.

Поэтому мы договорились с Папановым, что он не будет пытаться подражать. Зачем?! Это глупо. Он сам очень яркая индивидуальность, яркая личность. Вообще замечательный тип. И прекрасный артист - всё может играть. Смешно учить Папанова сделать песню смешной. Поэтому я ему сказал: «Знаете что, давайте мы так распределим: некоторые-песни, которые я никогда не исполнял, вы будете петь в этом спектакле, а некоторые песни, которые вы не сможете сделать, - пусть звучит мой голос».

А теперь две версии того, как была использована песня «Утренняя гимнастика» в спектакле «Последний парад».

Версия 1

Вот шуточная спортивная песня из спектакля Московского театра сатиры «Последний парад». Я задумал написать целую серию спортивных песен. Но так как видов спорта очень много - 49, - всё еще не успел, но кое-что есть. Эту песню в спектакле поёт Анатолий Папанов с компанией друзей. Они играют моряков. Рыболовецкий флот. Плавают на сейнерах. Девять месяцев плавали без захода в порты. Их встретили друзья. Они крепко выпили. Утром встали - у всех болит голова. Но они решают не похмеляться, а заниматься гимнастикой. И поют мою песню, которую я специально для них написал. Они спели её настолько достойно, что мне понравилось, и я записал её на пластинку.

Версия 2


Мы долго думали, как сохранить моё авторство, как сделать так, чтобы я присутствовал в этом спектакле. Сначала хотели, чтобы я пришёл туда петь. А так как я работаю в другом коллективе и выходные дни не совпадают - то хотя бы чтобы звучал мой голос в спектакле. Ну и придумали мы такой трюк, нашли такую форму: мой голос звучит по радио. Театр - искусство условное. Радио можно включить в любое время, и будет то, что нужно.

Трое моряков плавали семь или восемь месяцев без захода в порты, вернулись домой и ударились в тяжёлый морской запой. Там они вели трезвый образ жизни. Мы-то тут каждое воскресенье позволяем, а они - нет. Конечно, утром встали - у всех головы болят. Они только ринулись к столу, где стоят напитки, как кто-то случайно включил радио, а там говорят: «Передаём утреннюю гимнастику!» И после этого - хотя это и формальный ход - я начинаю петь эту песню. Им стало стыдно - и они вместо алкоголизма стали заниматься спортом. Так что эта песня несёт ещё и воспитательную нагрузку. А они, как полосатые черти - в тельняшках, делают под эту песню различные упражнения.

Источник









Наши новости в соцсетях