Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


«ОПЕРАНИЩИХ»


8 ноября 2017




Андрей Прикотенко: — Хочется рассказать о спектакле. Раньше моя позиция была такова: не надо ничего объяснять, зритель должен сам все понять. Кто поймёт, тот поймёт, кто нет, тот не поймёт. Теперь она изменилась. Я думаю, пришло время, когда необходимо говорить о своих спектаклях. Не то, чтобы они сложны для восприятия. Но я понимаю, очень многое, что для меня очевидно, может не быть понятным другому.
 
Первое. Спектакли можно делать разными. Смешными. Страшными. Развлекательными. Созерцательными. Актуальными.

Если ты сделал развлекательный спектакль, это не означает, что ты пустой и поверхностный человек.  Если твой спектакль злой — не означает, что ты злодей.

В нас есть всё. Мы разнообразны.
 
Спектакль «ОПЕРАНИЩИХ» — это актуальный театр. Это спектакль, затрагивающий проблемы сегодняшнего времени.
 
Механизм этого действия таков. Мы придумываем персонажа. Называем его бандитом. Делаем его откровенно плохим человеком. Наделяем пороками. Он жестокий, хладнокровный, не слишком много размышлявший. Распущенный. И затем мы предполагаем, что вдруг у этого сложного субъекта просыпается совесть. Пусть это будет даже механически. В один момент. Проснулась совесть и все. Как опыт. А что если? И заставляем нашего героя идти наперекор самому себе, наперекор миру, в котором он живет. Снабжаем его мотивы сильной любовью. Так ему легче будет вырываться из того омута, в котором он оказался. Мир сопротивляется. Не хочет его отпускать. Возникает ожесточённая борьба. Наш герой теряет в этой борьбе все! У него не остаётся ни друзей, ни близких, гибнет его любимый человек. Мир оказался сильнее. Он уничтожил нашего героя. Стёр его в порошок. Свёл с ума. Превратил в пыль. Но герой не сдается до самого конца. И самим фактом борьбы с фатальной неизбежностью доказывает,  что в человеке есть непреодолимая тяга к добру. Проиграв все, наш герой выигрывает себя. Свою совесть. Своё право называться именем ЧЕЛОВЕК.
 
Сталкиваясь с противостоянием, герой очень часто обращается с монологами-размышлениями (так называемыми зонгами) к зрительному залу. В этих зонгах звучат мысли создателей спектакля о сегодняшнем времени, о нас, о себе.
 
Спектакль этот весьма правдивый, честный и искренний. Во всяком случае, такую задачу я ставил перед собой. Мне хотелось передать вам, зрителям, что меня тревожит. Поделиться своими соображениями о том, в какую эпоху мы живем. Чем отличаемся от наших отцов. Почему вызываем непонимание у наших детей. В спектакле много боли и правды. Таков жанр, и он требует открытости, исповедального тона. Ведь в зерне этого произведения — чувство сильного сострадания к слабостям человека и гордость за его достоинства.


Наши новости в соцсетях