Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


Мольер на сцене Театра сатиры

 
 
  

1938


Ж.-Б. Мольер

Господин де Пурсоньяк


Постановка Николая Горчакова
Художник – Яков Штоффер
Композитор Виктор Оранский

Нажмите на фото, чтобы увеличить:

         

Уже давно нужно было Театру сатиры включить в свой репертуар Мольера.

Кому же, если не этому театру, показывать  нашему советскому зрителю наследство великого французского комедиографа?

Правда, «Пурсоньяк» – далеко не лучшая мольеровская пьеса. Эта комедия-балет фарсово-бытового содержания, высмеивающая глуповатого провинциального дворянина, задумавшего жениться на парижанке и за это легкомысленное намерение несущего  неизбежное возмездие, была написана Мольером в тот период его жизни, когда он уже ослабил свои сатирические выступления против феодализма и церкви. Известно, что в годы написания «Пурсоньяка» Мольер выступал в качестве придворного драматурга (…) и создавал, главным образом, увеселительного типа пьесы: фарсы и так называемые комедии-балеты, написанные им совместно с композитором Люлли. К числу таких увеселительных пьес принадлежит и «Господин де Пурсоньяк». 
Я. Гринвальд «Господин де Пурсоньяк» в Театре сатиры
 
 
 
 

1963


Ж.-Б. Мольер

Проделки Скапена


Постановка Евгения Весника и Александра Столбова
Художник – Эдуард Змойро
Композитор – Никита Богословский

Нажмите на фото, чтобы увеличить:

         
 

Перешагнув 300 длинных лет, Скапен должен постучаться в сердца сегодняшних зрителей. А для этого ему необходимо сойти со страниц пьесы на подмостки в новом качестве, раскрывая перед нами многие грани своей души, став очень человечным, а не оставаясь лишь традиционным персонажем старофранцузского фарса. И вот постановщики спектакля Евгений Вестник и Александр Столбов  вместе с исполнителем главной роли Спартаком Мишулиным нашли интересную форму: Скапен – артист вместе со своими друзьями-комедиантами, которые открывают спектакль Мольера в спектакле Театра сатиры, рассказывает о себе, любимце народа, среди которого у него множество братьев, таких же умных, находчивых и жизнерадостных.

Мольеровский Скапен лишен чувства лакейской психологии. Напротив, он обладает чувством собственного достоинства. У Скапена-Мишулина это качество становится главным в образе. К нему присоединяются деловитость и рассудительность крестьянина.
Ю. Черняк,  «Московская правда»
 
 
 
 
 

1977


Ж.-Б.Мольер

Тартюф, или Обманщик


Постановка и оформление Антуана Витеза (Франция)

Нажмите на фото, чтобы увеличить:

         
     

Из интервью Антуана Витеза газете «L'Humanité» 

— Обратимся к «Тартюфу». Почему была выбрана эта пьеса?

— Вот уже ряд лет я работаю над Мольером в Консерватории. С «Тартюфом» впервые в театре появляется комедия буржуазных нравов. Это великое событие. Но у Мольера всегда есть чуть устаревший (старый) шарм, cмесь фарса и трагедии. Для меня игра состоит в движении от одного к другому. Это именно то, что я хотел сделать здесь в Москве: работа над пересечением планов, над символистским реализмом. Это выражено в спектакле, который, боюсь не покажется особенно новаторским советскому зрителю.

…В моей интерпретации «Тартюфа» есть две линии. С одной стороны, семья Оргона как микрокоролевство, в котором есть король – им является отец, плохие советники, потрясения (разрушения) и т.п. С другой стороны, Дорина, которая и есть, я думаю, сам Мольер. Дорина – это своего рода Мамаша Кураж, которая плачет, злобствует, но у которой веселость всегда берет верх.