Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


Дмитрий Кара-Дмитриев. 130


8 января 2018




Дмитрий Лазаревич Кара-Дмитриев (08.01.1888 – 03.05.1972), заслуженный артист РСФСР (1934)

Родился 8 (20) января 1888 года в станице Ессентукской Российской империи.

В 1904 году начал выступать на любительской сцене в Одессе. В 1910 году перешёл на профессиональную театральную сцену — работал в Одесском театре миниатюр и других театрах.

В 1914 году Кара-Дмитриев был мобилизован в армию. В 1917 году вернулся в Одессу и работал в труппах Б. С. Глаголина, Н. И. Соболыцикова-Самарина. Одновременно учился на юридическом факультет Новороссийского университета (Одесса). В 1922 году был актёром Харьковского театра Н. Н. Синельникова.

С 1924 по 1959 год – актёр Московского театра сатиры. Выступал на эстраде как рассказчик, куплетист, музыкальный эксцентрик. В обозрениях, которые шли в 20-е гг., ему принадлежали яркие пародийные номера: на «Синюю блузу» («Красная брюка»), на гастроли негритянских танцоров («Негрооперетта»), на куплетистов (вместе с Я. Рудиным «Гриб-Гроб»). В конце 20-х гг. начал выступать на эстраде с музыкальными номерами: «Силуэты вокзала» (Я.Ядова, муз. И. Дунаевского), «Часы Мозер» (Ядова), «Песня старого музыканта» (ст. М. Исаковского, муз. Дм. Покрасса), аккомпанируя себе на барабане. В этих и других номерах сатира, юмор соединялись с лирикой, даже патетикой. Играл на банджо, многих духовых инструментах, ксилофоне, барабане.

На протяжении 1928—1932 годов преподавал мастерство актёра на отделении клоунады в Училище циркового искусства.

Участник Великой Отечественной войны.

Скончался в Москве 3 мая 1972 года, похоронен на Введенском кладбище в Москве.










Роли на сцене Московского театра сатиры:

1925 – «Спокойно – снимаю» - Клоун
1925 – «Семь лет без взаимности» - Эстрадный аккомпаниатор
1926 – «114-я статья» - Барабаш
1927 – «Вредный элемент» - Актер Надрыв Вечерний
1928 – «Квадратура круга» - Емельян Чернозёмный
1933 – «Чужой ребёнок» - Яков
1934 – «Дорога цветов» - Завьялов
1935 – «Большая семья» - Воронцов
1937 – «Господин де Пурсоньяк» - Сбригани
1939 – «Джиоконда» - Коршун
1940 – «Страшный суд» - Родионов
1945 – «Весёлый грешник» - Ходжа Насреддин
1948 – «Остров мира» - Макунхин
1949 – «Кто виноват?» - Сидоров
1950 – «Лондонские трущобы» - Ликчиз
1951 – «Их было трое» - Ковач
1952 – «Пролитая чаша» - Фу Мин
1953 – «Баня» - Мистер Понт-Кич
1953 – «Судья в ловушке» - Политик
1955 – «Клоп» - Брандмейстер

Фильмография:



1925 — Статья 123 (короткометражный) — бандит
1929 — Привидение, которое не возвращается — шеф агентов
1932 — Горизонт — часовщик
1934 — Четыре визита Самюэля Вульфа
1950 — Жёлтый аист (мультфильм) — хозяин чайной
1954 — Анна на шее — эпизод
1954 — Чемпион мира — официант - бывший боксёр
1955 — Княжна Мери — слуга
1959 — В нашем городе (короткометражный) — Потехин











Стенограмма "Юбилейного вечера, посвященного восьмидесятилетию со дня рождения и шестидесятилетию творческой деятельности заслуженного артиста РСФСР Дмитрия Лазаревича Кара-Дмитриева.
 
Среда.
14 февраля 1968 г.
ЦДРИ, Большой зал
7.30 вечера








На сцене за круглым столом Президиум.
В Президиуме.
Л.О. Утесов, С.В. Образцов, В. Н.  Плучек, И. П. Яунзем, М. С. Местечкин, А. Г. Алексеев, Т.Ханум, артисты Театра сатиры и другие.

Председатель вечера: Л. О. Утесов.

На сцену выходит юбиляр - Дмитрий Лазаревич Кара-Дмитриев.
Его сопровождают: И. П. Яунзем и Т.Ханум

Все присутствующие на сцене и зрительном зале встают, бурными аплодисментами приветствуя юбиляра.

Для юбиляра приготовлено кресло. Вечер начинает Л.О. Утесов.

Л.О. Утесов: Дорогие товарищи! На меня выпала прекрасная почетная обязанность быть Председателем этого торжественного собрания, посвященного нашему юбиляру - Д.Л. Кара-Дмитриеву (бурные аплодисменты).

Мне не раз приходилось председательствовать на вечерах наших юбиляров. Я приветствовал многих людей с их торжественными датами. Но должен сказать, что я ни разу не переживал такой радости, какую переживаю сейчас.   Почему? Да потому, что Дмитрий Лазаревич для меня - это моё раннее детство. Это Одесса. Да, из всех достоинств Дмитрия Лазаревича  я могу назвать одно самое большое его достоинство, которое заключается в том, что он - одессит...(смех, аплодисменты). А это немало.

Сейчас мне хочется бросить мой взгляд в прошлое. Я познакомился с Дмитрием Лазаревичем в 1905 году, когда мне было 10 лет.  Должен вам сказать, что в то время я играл на балалайке и играл не плохо.  Я учился в Коммерческом училище в первом классе.  Однажды ко мне подошёл молодой человек и сказал: "Дмитрий собирает оркестр". Тогда он ещё не был Кара-Дмитриев и я ещё не был Утесов...(смех, аплодисменты).  Я пошёл по Ланжероновской улице. Вошёл в дом, где сидели молодые музыканты разных средних учебных заведений.  Дмитрий Лазаревич учился в Ришельевской гимназии. Это была аристократическая гимназия, хотя Дмитрий Лазаревич не причисляет себя к аристрократам и никак не может причислять себя к ним...   Он играл на балалайке, на гитаре, на мандолине, на многих инструментах.  "Зачем ты пришёл, малыш?" - спросил он меня.  "Я играю на балалайке"- ответил я.      "Сыграй"...Я сыграл.   Некоторое время я играл у него в оркестре, а потом ушёл туда, где я учился.

Прошло много лет. Мы с ним встретились в театре, когда он был уже опытным актером в Одесском театре "Миниатюр".  Дальнейшие наши творческие встречи происходили очень часто. Самая интересная произошла в 1919 г. во время интервенции в одном кабаре. Там мы выступали с Митей в качестве двух клоунов эксцентриков. И выступали не плохо. Если бы мы продолжили эту работу, - мы были бы также знамениты, как Шуров и Рыкунин...(смех, аплодисменты).  Потом мы расстались на несколько лет. И уже после этого мы встретились в Москве.

Что мне хочется сказать о моём милом друге - Мите?  Есть люди, которые проходят через жизнь особенным настроением, особенным сердцем по отношению к людям.  Это относится к Дмитрию Лазаревичу, к Мите. И это не слова.   Для примера один эпизод, который происходил несколько лет тому назад. Конечно, многие могут смеяться по-поводу того, что тогда произошло. Я же могу сказать только одно:- это мог сделать только Кара-Дмитриев. И это показывало его отношение к людям.   Шёл матч бокса между СССР и Финляндией.  У одного из участников бокса пошла кровь.   И тут я услыхал крик: "Как вы можете смотреть этот ужас? Как вы можете это приветствовать?"   Этот крик на одних болельщиков произвёл комическое настроение, на других трагическое.  Я сразу понял, что это был крик Дмитрия Лазаревича, который не мог видеть такого рода спорт, такого отношения к людям. Это произвело на него тягостное впечатление, как на человека сердечного и глубоко чувствующего. <...>
    
И вот ещё что: мне важно одно, мне важно, чтобы я был на его столетием юбилее и тоже приветствовал его. Как и вы все... (Бурные аплодисменты).  А сейчас разрешите предоставить слово народному артисту СССР  С.В. Образцову (аплодисменты).

С.В. Образцов: Я могу по-настоящему рассказать о творческом пути Дмитрия Лазаревича, о том большом отрезке времени, когда мы вместе были на эстраде.   Я пришёл на эстраду в 1926-27 годах и не собирался тогда быть артистом. Я - художник по образованию. Родился в семье, которая не имела отношения к искусству, к театру. Я родился у нормальных родителей...(смех, аплодисменты).  Я просто дурил и это дурачество неожиданно вытащили меня на эстраду.  Что такое Дмитрий Лазаревич? Что он представлял собой на эстраде? Тогда эстрада была была совершенно другой.   Говоря об эстраднике, - я хочу сказать, что по-настоящему был эстрадником Шаляпин. По-настоящему была эстрадницей Барсова, по-настоящему был эстрадником Качалов.

Тогда не было безлюдного фонда (смех). Это серьёзный вопрос. Приходили люди на эстраду из театра, из разных мест. По каким же признакам они приходили на эстраду? Что это были за люди? Мы знаем, что есть великолепные актёры, которые не могут стать эстрадниками. На эстраде можно стать эстрадником, если человек сам собой представляет лично какой-то жанр. И вот  Кара-Дмитриев - настоящий эстрадник.  Что же представляет собой Кара-Дмитриев как человек? Ему Бог положил вдвое... Втрое. У Дмитрия Лазаревича - бешеный темперамент - это редчайший случай. Это удивительный темперамент человека, понимаете? Он предельно музыкален. Он мог бы быть выдающимся музыкантом, играя на любом инструменте. Почему же он не стал музыкантом? Да потому что это человек непостижимой фантазии. Музыки ему мало. Что он может выдумать!...(смех, аплодисменты). Поручиться за это нельзя...(смех). <...> Темперамент - это талант! Фантазия - это талант. Музыкальность - это талант. И все это в настоящей реальной форме. Как у Дмитрия Лазаревича.

Но есть ещё что-то предельно замечательное у Кары-Дмитриева. Это - актёрская точность. Это подлинная вера в то что он делает. Он может на себя нацепить бог знает что, разное там... Если он поёт про персик, - вы видите перед собой настоящий персик... Он делает все точно, все убедительно.  Если он выходит с барабаном (показывает звуки барабана), - это настоящий гражданский накал. Это просто удивительно.  Есть люди, у которых учишься, учишься отдельным искрам таланта. Таким учителем для меня был Кара-Дмитриев. Был. И есть.  И сегодня мы должны поздравить его с юбилеем и пожалеть по поводу того, что таких юбилеев, как сегодня, - очень мало( аплодисменты).

Л.О. Утесов: Слово предоставляется народному артисту РСФСР В.Н. Плучеку.

В.Н. Плучек: Дорогие товарищи! Леонид Осипович и Сергей Владимирович дали тон сегодняшнему вечеру, тон жизнерадостный, душевный. И в таком же духе надо продолжать. Мы собрались сегодня для того, чтобы чествовать замечательного актёра. Что такое талант? Уже было сказано, что талант- это и темперамент,  и фантазия, это вера, это наив. Но это ещё и колоссальное трудолюбие. Это настоящий труд. Мы часто встречаем молодых актеров, которые, получив небольшую роль, скисают - они хотят играть Гамлета, Отелло. А вот Кара-Дмитриев мог высечь из любой роли шедевр искусства. <...>  Талант Дмитрия Лазаревича сочетается с таким огромным трудолюбием, которое, к сожалению, у нас выветривается в театре. Это поразительное умение тренировать себя на мельчайших деталях, достигая совершенства.

И ещё мне хочется остановиться на одном поразительном моменте. Это было во времена "культа личности".   Дмитрий Лазаревич получил звание «Заслуженного артиста республики». Его, конечно, поздравляли, приветствовали. Растроганный, он сказал: "Я хочу поблагодарить человека...". Дирижёр приготовил палочку, чтобы сыграть туш... "Я хочу поблагодарить человека" - продолжал Кара-Дмитриев - "благодаря которому я существую. Я хочу поблагодарить свою маму". (Смех, бурные аплодисменты).  Это было неожиданно. Вот вы смеётесь… А он нашёл в себе гражданское мужество <в то время> сказать именно так. (Бурные аплодисменты).  Ваша жизнь, Дмитрий Лазаревич, прошла в коллективе Московского театра сатиры. Я прошу всех артистов нашего театра выйти на сцену.
Дорогой Дмитрий Лазаревич! Вы родились в Одессе. Мы это обстоятельство всегда помним. Это чудесный город нашей страны, который подарил нам громадное количество талантов. Я могу назвать десятки таких имён. Это Утесов (бурные аплодисменты). Это Катаев, это Ильф. Это Дмитрий Лазаревич Кара-Дмитриеа. (Бурные аплодисменты). С юбилеем!!!

Л.О. Утесов: От Союзгосцирка и Московского цирка юбиляра пришли поздравить М.С.Местечкин и заслуженная артистка РСФСР З.Б. Кох.

М.С. Местечкин: Дорогой Дмитрий Лазаревич! Коллектив советского цирка просил нас передать вам о том, что мы вас в цирке нежно и горячо любим, что от всей души желаем вам быть таким же юным.  Просили передать о том, что вас любят как актёра, как человека и сожалеют о том, что вы не у нас.  Шесть лет тому назад я имел удовольствие работать с Вами в детском спектакле в цирке. Я не мог себе представить, что Вы подойдёте ко мне и спросите: " А нельзя ли мне поехать на лошади?" Мы все были поражены, когда на третий день репетиций, вы скакали галопом на лошади. Вы – театральный актёр. Около 60 спектаклей прошло с Вашим участием и с полными аншлагами.

До сих пор в памяти моей живёт воспоминание о том, как мы с Вами были первыми педагогами циркового училища.<...> Особо просил передать Вам привет Карандаш, который сегодня занят в спектакле и не смог прийти на Ваш юбилей. Спасибо Вам за все. И ещё раз с юбилеем! (Бурные аплодисменты).

Л.О. Утесов: Дорогие товарищи! Обычно мы привыкли на юбилеях, чтобы после театрализованных выступлений говорил юбиляр. Я на своем юбилее не проявил такого рвения. А у Дмитрия Лазаревича "сердце, которое не хочет покоя" (аплодисменты). Ему слово.

Д.Л.Кара-Дмитриев: Дорогие друзья! Это правда, что я хотел выступить. И всегда будет так - пока у меня есть желание и силы.  Я не думал праздновать свой юбилей. 70 лет - пожалуйста, а в 80 лет как-то неловко... В этом возрасте снова нужно доказать свои силы и любовь к искусству (аплодисменты).

Мне очень приятно то обстоятельство, что Л.О. Утёсов играл в моём оркестре, когда ему было 10 лет, а мне тогда было 20. Он был вдвое моложе меня. Значит, мне теперь восемьдесят, а ему сорок (смех, бурные аплодисменты). Он пришёл и сказал: "Я хочу играть в вашем оркестре". И вот из этого маленького мальчика получился народный артист СССР. И в этом есть моя вина. Знаете, я  хочу вас всех поблагодарить за то, что вы пришли на мой юбилей, что вы обо мне сказали много хороших слов <...>. Благодарю Вас всех! (Бурные аплодисменты). До встречи на моём столетии! (Бурные аплодисменты).

Заслуженный артист республики
Дм. Кара-Дмитриев

МНЕ ИЗВЕСТНО СЛЕДУЮЩЕЕ…
(попытка автобиографии)



Характер мой составился по чрезвычайно сложному родословному рецепту. Отец мой был армянин, родившийся в Турции, а мать немка с юга Украины. Лично я родился на Кавказе, у подножия очень эффектного горного хребта, часто упоминаемого в географиях  всего мира.  От отца я унаследовал восточную грусть и турецкий темперамент, от матери - настойчивость, упорство и педантизм немки, от своей Родины - веселость, от Украины - юмор.

Уже в далёкие годы юности я подсознательно производил свои первые эксперименты. Я очень любил, стоя у доски в классе, отвечая урок и в то же время смешить весь класс, оставаясь сам серьёзным.  По вечерам я снимал форму, которой должен быть дорожить, согласно уставу учебного заведения, и отправлялся в городской театр, где работал статистом и получал свой первый гонорар - 50 копеек за выход.

Университет не изменил моих устремлений. Напрасно с надеждой смотрел отец на медные пуговицы моей куртки. Университет только развязал мне руки. Я начал работать как актер-комик в ночном кабаре.  Я глубоко убежден, что могу играть драматические роли, но публика воспринимает меня как комика, и если бы я умирал, пронзенный кинжалом, кто-нибудь из публики крикнул бы:   "Врешь, Кара, вставай!"   И мне пришлось бы воскреснуть под раскаты сочувственного, дружественного смеха.

Заговорили обо мне в Москве - как всегда в таких случаях - при довольно парадоксальных обстоятельствах. Я играл роль глухонемого в "Нужной бумажке" и за весь спектакль не произнёс ни звука. После этого заговорили.

Я очень люблю музыку и сам играю по слуху. Играю больше всего на пианино, гитаре, мандолине, балалайке, сопилке, флейте, скрипке, виолончели, контрабасе, цуг-тромбоне, корнет-а-пистоне, саксофоне, гобое, гармонии, цуг-флейте, флекстоне, окарине и даже на стетоскопе.

Пока эти мои строки увидит свет я, вероятно, буду играть на кларнете. Вообще мои небольшие пробелы в охвате всего комплекса существующих музыкальных инструментов я думаю пополнить ближайшие дни. Мне нравится, что с каждым годом все больше и больше людей в нашей стране хотят смеяться. Поэтому трагиком мне, вероятно, не быть.





Наши новости в соцсетях