Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


Павел Сафонов: «Театру сатиры предложил трагикомедию»

«Персона», 24 февраля 2017, Виктор Борзенко

Режиссер Павел Сафонов продолжает сотрудничество с Театром сатиры. В прошлом году, напомним, он выпустил здесь «Собаку на сене» с Еленой Подкаминской и Андреем Барило в главных ролей. Сейчас репетирует «Двенадцатую ночь» Шекспира, премьера которой состоится 12 марта. «Театрал» позвонил режиссеру.
 
– Павел, почему свой выбор вы остановили на Шекспире?
– После премьеры «Собаки на сене» театр предложил мне подумать о следующей постановке. Варианты назывались разные, но выбрали все же Шекспира. Почему? Мне кажется, что сегодня «Двенадцатая ночь» вполне созвучна нашему времени. Это пьеса, в которой много разорванных отношений, одиноких людей, стремящихся при этом к любви и к торжеству гармонии.

Жанр трагикомедии сейчас очень востребован и любопытно работать в этом направлении. Короче говоря, я понял, что Шекспир и Театр сатиры – сочетание вполне органичное, интересное, ведь с одной стороны, актеры здесь умеют играть комедию, а с другой – я в этой пьесе вижу много лирики и драмы. Тот случай, когда вследствие каких-то длинных взаимодействий, разрывов, нелепых интриг раскрывается глубоко личная тема.

– То есть тема жизни без любви…
– Да, Виола попадает в мир, где о любви, казалось бы, давно забыли. И вот насколько усилия и вера в общечеловеческие ценности могут изменить окружающую реальность.

Вроде бы наивная сказка, но мне хотелось, чтобы получилась история про нас. Окружающий мир сейчас достаточно разобщен, жесток и безумен, но ведь он может обрести гармонию и быть хоть в чем-то целым, хоть иногда.

– Команду вы сохраняете прежнюю?
– Да, и Александр Анатольевич Ширвиндт эту идею поддержал. Со сценографом Мариюсом Яцовскисом и художницей по костюмам Женей Панфиловой мы работали уже над «Собакой…» (да и вообще с Панфиловой я работаю на протяжении последних 12-ти лет, она не перестает меня удивлять и для этого спектакля она сделала, мне кажется, совершенно оригинальные костюмы).

А что касается актеров, то среди нас тоже есть люди из команды. Это прежде всего Андрей Барило, мой друг и сокурсник, это Олег Кассин и Миша Владимиров. Роль Тоби сыграет Гоша Лагутин. Очень интересной может получиться работа у Лены Ташаевой, которая прежде столь большие роли играла нечасто, а здесь у нее – настоящий простор для творчества. Может быть история весьма неожиданная равно как и у Лианы Ермаковой (Оливия). Она выступит в новом для себя амплуа.

– Вы сотрудничаете с самыми разными театрами, часто меняете площадки. Нет ли у вас желания влиться в какой-то один коллектив?
– Сложный вопрос. Я, как выпускник Щукинского театрального института, до сих пор считаю, что мой дом – Театр Вахтангова, потому что я там вырос. Но в то же время я действительно много работаю на разных площадках. Например, в Театре на Малой Бронной сделал два очень важных для меня спектакля. Второй спектакль выпускаю и в Театре сатиры, причем ощущаю себя достаточно комфортно: надеюсь, наше сотрудничество продолжится. Я вообще люблю понятие «театр-дом», стараюсь, чтобы на репетициях возникала атмосфера взаимопонимания. И пока это все происходит.

– Вам не раз, наверное, говорили, что «Собака на сене» в своей стилистике напоминает тот Театр сатиры, который был при Плучеке…
– Да, говорили, вы правы. Хотя я такой задачи совершенно не ставил, да и не часто здесь бывал. С одной стороны, мне, конечно, приятно, когда слышу подобные сравнения. Но с другой – мне важно, чтобы в спектакле звучала интонация времени. Тогда ты будешь честен перед лицом искусства и перед зрителями. Свои спектакли я стараюсь делать так, чтобы они были зрелищными и пронзительными, ну и, конечно, чтобы затронутые нами темы не являлись глупостью. В этом смысле я стараюсь соответствовать старым добрым традициям Театра сатиры. Но в «Двенадцатую ночь» мне хотелось привнести нечто такое, чтобы это встряхнуло и зазвучало ярче сегодня.


Источник

  


Наши новости в соцсетях