Художественный руководитель театра — Александр Ширвиндт


Александр Ширвиндт: «С сатирой у нас напряженка»

«Москва Центр», Ольга Соколова

6 октября 2015

Как популярный актер и режиссер пришел к выводу, что новые Гоголи, Чеховы и Булгаковы еще не родились.

Художественный руководитель Театра сатиры Александр Ширвиндт принял меня в рабочем кабинете. Знакомый пристальный взгляд из-под полуопущенных век, легкая улыбка. Доброжелателен, радушен.
Таким ли я представляла его? Пожалуй.

Ожидается премьера

— Александр Анатольевич, а ведь не открою Америку: классический театр критикуют усиленно.

— Сейчас наступило время полемического гонения на репертуарный театр. Всякая левая критическая мысль говорит, что он уже в прошлом. Однако это только паразитические разговоры. У русских репертуарных театров великие традиции. Интернет, различные фестивали никогда не заменят живого искусства. Но нужно создавать хороший репертуар. В этом году мы сняли четыре постановки, себя исчерпавшие, им готовится достойная замена.

Первой премьерой в новом театральном сезоне станет спектакль «Чемоданчик», поставленный по сатирической пьесе Юрия Полякова. 30 сентября актриса Вера Васильева отметит 90-летие. В этот день она выйдет на сцену в бенефисном спектакле «Роковое влечение». В ближайших планах постановка «Собаки на сене» в режиссерской трактовке Павла Сафонова.

Хотим миллион

Весной мы заявили о старте Всероссийского конкурса на сатирическую пьесу. Условия были просты — победившее произведение будет идти на сцене нашего театра. В сентябре мы подвели итоги, и пьеса Алексея Щеглова под условным названием «А где миллион?» вошла в репертуар Театра сатиры.

— Много работ пришло на конкурс?

— Около 90. Из них 60 были допущены оргкомитетом к участию. Я думал, где-то же есть эти Гоголи, Булгаковы, Чеховы. Зажмурившись, мы выбрали одну работу. Это не «Ревизор» и «Не горе от ума», но симпатичная современная пьеса.

— А молодежь понимает сатиру?

— Трудный вопрос. Сейчас растет компьютерно-интернетное поколение. Двухлетние дети уже тычат пальцами в эти планшеты, а потом они взрослеют… Произошло зомбирование человеческого духа.

У молодых своя сатира

— Ну а как привлечь молодежь в театр?

— Через газеты, телевидение, в которых между строк должно говориться: «Да, кстати, приходите в театр. У нас вот такой-то спектакль».

— Молодежь и более старшее поколение по-разному воспринимают сатиру?

— Думаю, да, потому что все зависит от направления мысли в спектакле. Но, как показывает опыт, люди хотят видеть нормальные взаимоотношения. Если драма, то серьезная, если любовь, то настоящая, если трагедия, то глубокая. Народ уже устал от стрельб, ужасов, пошлости. Зрители не хотят смотреть поверхностные бодяги.

— Но как попасть на работу в ваш театр молодым актерам после институтов?

— Сложно. В Москве несколько вузов, которые ежегодно выпускают десятки человек. В мое время студент, оканчивающий институт, получал распределение.

Попадал он, допустим, в Пензенский драматический театр или приходил на него запрос оттуда или из другого города, а при этом его заметили в Театре сатиры. Тогда руководителю московского театра приходилось доказывать, что студент ему нужнее.

Сейчас все выпускники показываются в московские театры, но все равно существует по-прежнему пресловутое штатное расписание, и иногда физически невозможно взять в театр начинающих артистов. Поэтому, если я ставлю пьесу Лопе де Веги «Фуэнтэ Овехуна», а в это время ко мне молодой человек приходит на просмотр, и я вижу — вот же она, Овехуна пришла — беру его уже на эту роль. И тогда уже рассматриваются различные варианты договорных условий, на которых театр может принять этого артиста — в штат или на разовые. Это уже сложившаяся современная система.


Источник


Наши новости в соцсетях