История Театра сатиры
Из архивной справки Центрального государственного архива Московской области:
«В документах Московского отдела народного образования в распоряжении по художественному подотделу № 69 от 26 мая 1924 года «… поручается художественному подотделу выработать точный устав театра общественно-злободневной сатиры… для осуществления театром современной политической сатиры. Во главе театра стоят: директор тов. Г.К.Холмский, главный режиссер тов. Д.Г.Гутман, заведующий художественной частью тов. В.Я.Типот, заведующий музыкальной частью тов. Ю.А.Юргенсон…»
1 октября 1924 г. в подвальном этаже дома № 10 в Б. Гнездниковском переулке, называемым «Первым Домом Нирнзее», где раньше располагались кабаре «Летучая мышь», потом «Кривой Джимми», теперь учебный театр ГИТИСа, начал свою жизнь Московский театр сатиры. В создании первого спектакля – обозрения «Москва с точки зрения» - принимали участие молодые писатели В. Ардов, Н. Адуев, Вл. Масс, Б. Волин, В. Типот, Н. Эрдман, Л. Никулин, А. Арго.
Он имел опыт и как руководитель театра, и как режиссер, владеющий сценическими трюками. Но главное, что он умел, - расшевелить фантазию любого из молодых авторов увлекательными и веселыми предложениями, умел подхватить и обогатить выдумки собеседников, придумать для каждой сценки миниатюрный сюжет, найти драматургическую форму.
Спектакль «Москва с точки зрения» надолго определил будущее театра. По мнению администраторов того времени, успех считался количеством барышников, продававших у входа билеты. Москва признала Театр сатиры своим, в Большом Гнездниковском барышники толпились постоянно.
Обозрений в Москве никто не ставил, шаблонов для их создания не было, но Гутман и работающие с ним авторы «нанизывали» на драматургический стержень, сохраняющий основную идею, остроты на злобу дня. Цепочка эпизодов прерывалась танцами, интермедиями, куплетами, легко укладывавшимися в драматургическую канву. Оформление было рассчитано на молниеносные перемены. Обозрения стали ведущим жанром репертуара Сатиры, а небольшие пьески и пародии оставались теми же обозрениями, поставленными в полуконструктивистском, полутрадиционном стиле, который господствовал в 20-е годы. Быстро создававшиеся спектакли были о том, что происходит сейчас. И пусть они не поднимали больших политических вопросов, даже в миниатюрном масштабе они были злободневны и привлекательны своей новизной. «Наш театр особого назначения, - говорил Гутман, - его задача – сигнализировать о встречающихся недостатках, пороках. Мы театр маленький, быстрый, веселый, подвижный. У нас нет времени лечить, мы только обнаруживаем симптомы болезни. Пусть их лечат большие, серьезные театры».
«Захолустье», «Спокойно, снимаю», «Европа что надо», «Чужая голова», «Текущие дела», «Склока», «Таракановщина», «Всесвалка», «Мелкие козыри», «Не хулиган ли вы, гражданин?», «Мишка, верти», «Сорок палок», «Насчет любви» - эти и еще десятки других обозрений значились на афише Театра сатиры вплоть до конца 20-х годов.
Дирекция Московского театра Сатиры поручила архитектору Голосову дать соображения о возможности увеличить емкость зрительного зала до 350-400 мест.
"Новый зритель", №9 1926
В разные годы в Театре сатиры работали более 500 актеров. В 1924 году в труппе было 27 человек - Георгий Амурский, Яков Волков, Олимпиада Воронович, Софья Близниковская, Филипп Гирявый, Павел Голубецкий, Евгений Данилова, Ольга Дехтерева, Рина Зеленая, Иван Зенин, Михаил Зенин, Дмитрий Кара-Дмитриев, Николай Китаев, Рафаил Корф, Федор Курихин, Алексей Лабунцов, Александр Любов, Августа Миклашевская, Ева Милютина, Павел Мухаринский, Елена Неверова, Леонид Оболенский, Яков Рудин, Евдокия Соловьева, Игорь Стравинский, Клавдия Судейкина, Мария Яроцкая. С 1926 г. в труппе - Павел Поль.
ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕАТРА САТИРЫ
(Беседа с директором театра Г.К. Холмским)
Зимний сезон 1924-25 г. театра Сатиры, несмотря на успех, все же прошел под знаком вынужденной необходимости со стороны руководителей театра - искать соответствия между потребностями кассы и идеологической задачей театра.
Эти противоречия вытекали из территориального значения района (Тверская), малой вместимости театра, удорожавшей стоимость билета, что затрудняло доступ рабочего зрителя.
Продолжать такую линию в будущем сезоне театр решительно отказывается и с этой целью уходит из помещения в Гнездниковском пер., в большое театральное помещение.
Дирекция театра ставит перед собой задачу сделать театр по репертуару подлинно советским, без всяких уклонов в сторону кабаретного жанра. В порядке плановой организации будет постоянно распределяться 70% всех билетов по общедоступной цене (в среднем 50 коп.), которыми будут снабжаться наиболее крупные фабрично-заводские организации, комсомол и пролетарское студенчество. Для того, чтобы заинтересовать эти организации в будущих рабочих театрах, Художественный Совет театра будет пополнен представителями этих организаций. Оставшиеся 25% всех мест будут поступать в общую продажу через кассы.
Наиболее затруднительным пунктом в организационной работе театра является отсутствие подходящих авторов. Театру удалось столковаться только с очень ограниченным количеством драматургов, которые будут привлечены к созданию репертуара. Среди принципиально изъявивших согласие писать комедии-сатиры: А.В. Луначарский и Николай Эрдман. Театр намерен пригласить также Б. Ромашова
"Вечерняя Москва, 15.06.1925
При всем разнообразии и масштабе дарований у актеров нового театра была одна общая черта – все они обладали ярко выраженным комическим дарованием, большинство из них начинали в театре миниатюр, и каждый владел мастерством создания ярких сценических образов. В 20-е годы еще не было понятия «постоянная работа», актер поступал в труппу на сезон, и только в конце выяснялось, продолжится ли его пребывание в театре в следующем году. Труппа постоянно «тасовалась», кто-то уходил в другие, как им казалось, более респектабельные театры, кого-то увлекала система Станиславского, неприменимая для обозренческого репертуара Сатиры.
Постепенно в театр стали приходить новые зрители, и то, что веселило завсегдатаев, им было неинтересно. Жанр обозрений начал изживать себя, театру нужны были современные сатирические комедии. «114-я статья» и «Склока», написанные Виктором Ардовым и Львом Никулиным, а немного позже – поставленный к юбилею Октябрьской революции - «Дом на перекрестке» имели колоссальный успех. Стремление к новому репертуару диктовало потребность в более серьезной режиссуре. В театре стали ставить ученики К.С. Станиславского, режиссеры и актеры, совмещавшие работу в Сатире с работой во МХАТе.
В сезон 1926/27 г. театр сделал попытку открыть филиал. Это было продиктовано необходимостью увеличить доход, так денег постоянно не хватало. Такой филиал был открыт на Спартаковской улице, около Разгуляя в помещении крошечного театрика, ранее называемого «Скворечник». Из-за непродуманной организации филиал через несколько месяцев и закрылся. Новый филиал театр открыл на Садово-Триумфальной площади как экспериментальную площадку советской сатирической комедии. Труппа, как и общее руководство, остались едиными. Режиссером основой сцены вместо уехавшего в Ленинград Гутмана был приглашен Алексей Григорьевич Алексеев, актер, конферансье, драматург, режиссер. В филиале спектакли ставил Эммануил Краснянский.
В конце 20х годов театр расстался с подвальчиком в Б. Гнездниковском и переехал на Садово-Триумфальную. Уход Гутмана повлек за собой административные перемены — художественное руководство осуществлялось дирекцией и художественным советом. Театр искал руководителя, который бы мог установить единую идейно-художественную линию, единство стилистики, единство творческого метода. Как вспоминал Э. Краснянский, в поисках такого руководителя театр бросался из стороны в сторону. «Привлекали известного театрального деятеля и педагога Андрея Петровского; режиссера синельниковского склада, превосходного актера Николая Радина, носителя актерских традиций русского реалистического театра; Василия Федорова, Макса Терешковича, режиссеров мейерхольдовской школы». В 1933 г. главным режиссером театра стал Николай Михайлович Горчаков, ученик К.С. Станиславского и Е.Б. Вахтангова, с перерывом во время войны он руководил театром до 1948 г.
С самого начала войны театр стал «мобилизованным и призывным». 23 июня 1941 г. Пленум ЦК профсоюзов работников принял обращение «Ко всем творческим работникам», задача театрального искусства во время войны заключалась в обслуживании частей Армии и Военно-морского флота. Фронтовые бригады создавались во всех театрах Москвы, в первые месяцы войны часть актеров Сатиры, среди которых – Валентина Токарская, Рафаил Хододов, Рафаил Корф, Яков Рудин поехали с бригадой московских актеров №13 в 16-ю армию Рокоссовского. Выступали в лесу на импровизированных сценах. Когда бригада попала в окружение, Корф и Рудин погибли. Токарская и Холодов попали в окружение, долго скитались по лесам, но были вынуждены регистрироваться на оккупированной территории, чтобы создать новую концертную бригаду. Отступающие немцы увезли актеров с собой в Германию, где они выступали перед русскими военнопленными.
Театр сатиры, как почти все столичные театры, оказался в эвакуации. Творческая жизнь осложнялась тем, что Горчаков остался в Москве и возглавил вновь созданный театр драмы. По совету Комитета по делам искусств временное исполнение художественного руководителя было возложено на Владимира Яковлевича Хенкина, который был настолько популярен, что публика называла Сатиру «театром Хенкина». В Иркутске, куда театр направили в конце октября 1941 г. была сыграны спектакль-концерт «Каленым штыком» и «Дым отечества» по пьесе братьев Тур. Спектакль, как и сама пьеса, не отличались художественным совершенством, но был, как оценила его пресса, «нужным, актуальным и своевременным». Из Иркутска особым распоряжением «для обслуживания населения Дальнего Востока и личного состава Тихоокеанского флота» театр перевели во Владивосток, а потом в Магнитогорск и Хабаровск, где труппа пополнилась актерами Московского замоскворецкого театра. Во Владивостоке руководителем театра стал Илья Юльевич Шлепянов, который возглавлял театр до возвращения в Москву в сентябре 1944 г.
В Москве театр вновь возглавил Горчаков. Первыми спектаклями стала «Нечистая сила» Алексея Толстого, написанная еще до революции. Авторитет автора был гарантом успеха у публики и зрителя, в чем, безусловно, очень нуждался театр. Следующий спектакль – «Чрезвычайный закон» по пьесе бр. Тур и Льва Шейнина - подвергся осуждению в постановлении ЦК КПСС по вопросу «О репертуаре драматических театров». Комедия Корнейчука «Миссия мистера Перкинса», пьеса «Пенелопа» С. Моэма имели колоссальный зрительский успех.
Н.М. Горчакова на посту художественного руководителя сменил Н.В. Петров, который руководил театром с 1948 по 1953 г. Постановка сатирической комедии Е. Петрова «Остров мира», водевиля В. Дыховичного и М. Слободского «Факир на час», комедии А. Галича и К. Исаева «Вас вызывает Таймыр», водевиля А.Бонди (по Ленскому) «Лев Гурыч Синичкин», обозрения Вл. Дыховичного и М. Слободского «Где эта улица, где этот дом», сценические воплощения «Золотого теленка» и «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, по свидетельству критики того времени, показали «рост советской комедиографии и сатирического театра».
В 1950 г. спектаклем «Не ваше дело» по пьесе В. Полякова дебютировал В.Н. Плучек. Потом были «Потерянное письмо» И. Караджале, «Страсти минувшего» по М.И. Салтыкову-Щедрину, Н.В. Гоголю, М.С. Тургеневу, «Жорж де Валера» Ж.-П. Сартра.
Эта же команда, где Юткевич выступил художником, а Петров и Плучек – режиссерами, работала и над «Клопом». На фестивале в Париже в 1963 г. «Клоп» получил высокую оценку жюри фестиваля, а Владимир Лепко, сыгравший Присыпкина, стал лауреатом Первой премии за лучшую мужскую роль. В 1990 г. одном из интервью В.Н. Плучек сам задался вопросом – в чем была причина успеха пьес. И сам же ответил: «В гениальности Маяковского. В том пророческом даре который помог ему так далеко заглянуть. Ведь задумывая сатиру о мещанстве, он избирает ее героем – рабочего, большевика, свершившего революцию и гражданскую войну. … Маяковский далеко увидел перерождение рабочего в мещанина. И перерождение революции в мещанскую стихию. Первым увидел. Это гениальное прозрение».
1 сентября 1957 г. Валентин Николаевич Плучек возглавил Театр сатиры.
Вообще конная милиция не раз «охраняла» вход в театр. Так было и в 1966 г. на премьере спектакля «Теркин на том свете», поставленного по поэме Твардовского. Театр сатиры вообще считался рекордсменом по запрещенным спектаклям. Впервые это произошло в 1936 г. после первого просмотра комедия М. Булгакова «Иван Васильевич». Запрещали спектакли самого Плучека, «Доходное место» Марка Захарова, «Недоросль», поставленный А.А. Ширвиндтом. Это вызывало ажиотаж вокруг театра, и в середине 70-х Сатира стала самым труднодоступным в Москве.
В 1985 г. «За большие заслуги в развитии советского искусства театру было присвоено звание «Академический».
В 1987 г. ушли из жизни Анатолий Папанов и Андрей Миронов. Тринадцать спектаклей из репертуара пришлось убрать. Незаменимые есть.
Но публика продолжала любить театр, любить актеров, спектакли Театра сатиры. «Мы никогда не обманывали наших зрителей», - говорит директор театра Мамед Агаев. – Если в афише написано, что играют Ширвиндт и Аросева, значит, играют именно они». А еще в самые сложные перестроечные годы, когда людям было не до театра, здесь просто снизили цены на билеты, тем самым «сохранили» зрителей.
В это время в репертуаре театра появились такие хиты в постановке Александра Ширвиндта, как «Слишком женатый таксист» Рэя Куни, «Кошмар на улице Лурсин» Эжена Лабиша, «Средства от наследства» Галины Полиди и Юрия Ряшенцева по мотивам пьесы Реньяна, «Дураки» Нила Саймона.
В 2013 году Андреем Зениным был восстановлен спектакль «Бешеные деньги», ранее поставленный Андреем Мироновым.
В этот период в театре ставили: Роман Виктюк («Реквием по Радамесу»), Нина Чусова («Лисистрата»), Андрей Прикотенко («ОПЕРАНИЩИХ»), Сергей Арцибашев («Орнифль», «Чествование»), Юрий Ерёмин («Между светом и тенью», «Мольер»), Александр Назаров («..... И МОРЕ»), Павел Любимцев («Ночь ошибок»), Андрей Житинкин («Распутник», «Идеальное убийство», «Хомо эректус», «Роковое влечение»), Антон Яковлев («Лес»)...
13 октября 2021 года художественным руководителем театра становится Сергей Ишханович Газаров.
Решением Департамента культуры города Москвы 30 декабря 2021 года Театр сатиры был объединен с Театром «Прогресс Сцена Армена Джигарханяна».
«Теперь мы по-настоящему единый организм! После объединения мы стали одним из крупнейших театров в Москве, планов по развитию и премьерам очень много», - поделился художественный руководитель Сергей Газаров. Режиссер также подчеркнул, что в активе театра находится четыре сцены, каждая из которых будет задействована. А площадка на Спортивной станет Детским театром. Уже сейчас в работе много масштабных, оригинальных, ярких спектаклей. Среди них, как постановки по пьесам современных авторов, так и классика в актуальном прочтении.