2 Наполеон 2
В. Швейцер  (по В. Газенклеверу)
«2 Наполеон 2»
Представление в 5 действиях
Премьера состоялась 20 декабря 1930 г.

Режиссер: В. Федоров
Художник: Илья Шлепянов

В спектакле заняты: Дмитрий Кара-Дмитриев, Софья Близниковская, Иван Зенин, Яков Рудин, Рафаил Корф, Яков Волков, Николай Беляев, Надежда Майсус, Екатерина Надинская, Евдокия Соловьева, Ольга Дехтерева, Вера Закс, Лидия Петкер, Павел Голубецкий, Павел Шибаев, Ева Милютина, Федор Курихин, Зиновий Залесский, Александр Рышкин, Филипп Гиряев, Григорий Шамшурин, Екатерина Годзиева, Олимпиада Воронович, Алексей Бонди и др. 

Театр сатиры дает  20  декабря премьеру пьесы «2 Наполеона» немецкого драматурга Розенгейма, представляющую собой памфлет на политические происки Западной Европы в ее попытке организовать интервенцию против СССР.


Рабочая газета от 4 декабря 1930 г.
Схема спектакля:


1 акт — «Храм Славы», «Пале-Рояль», «Кафе прессы»,
2 акт — «У Жозефины Дельмар, ночью», «У Жозефины Дельмар, утром»
3 акт — «Киноателье», «Храм Славы»
…. Памфлет, идущий в Театре сатиры является вольной переделкой Газенклевера, (…) являющейся своеобразным протестом радикального европейского интеллигента против наступления Америки на Европу. Газенклевер (…) переселяет Наполеона из паноптикума в Париж на конференцию банкиров и политических деятелей и там «заставляет» маленького корсиканца произносить горячие речи в защиту попранной Европы.

Безусловно, Наполеон пользуется симпатией Газенклевера, вероятно, по той же причине, по которой каждый буржуа хотел бы иметь у себя своего Наполеона, который одинаково боролся бы с рабочими и конкурировавшими капиталистами, и с назойливыми кредиторами.

Переделка идет по линии развенчания Бонапарта и бонапартизма, Наполеон – только повод для трагикомических приключений, дающих в силу контрастов сценических положений материал для политического показа современной капиталистической Европы.

… Любопытна постановочная работа В. Федорова. Она выдержана в стиле буффонады, остра по мизансценам. Для Театра Сатиры появление нового свежего по приемам режиссера, безусловно, находка.

… При оценке новой постановки Театра сатиры следует учитывать репертуарный кризис, перманентно испытываемый этим театром и вообще театрами этого рода.

До сих пор этот кризис преодолевался театрами по пути наименьшего сопротивления. Театр, гоняясь за тем, чтобы непременно было смешно, по существу отходил от задач сатиры, попадал в плен к обывательщине, иногда самого низкого сорта.


И.К.
«Правда» 3 января 1931 г. №3